Елена Парсаданова
Создание предметно-пространственной среды для физкультурно-оздоровительной деятельности детей в группе
▼ Скачать + Заказать документы
Создание предметно-пространственной среды для физкультурно-оздоровительной деятельности детей в группе
Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают систему дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 10 устанавливает для дошкольного образования первый уровень общего образования. Внимание педагогов дошкольного образования акцентируется на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам пришли активные методы обучения и воспитания. В связи с этим педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии современных технологий, которые определяют новые методы, формы и средства, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Физическое развитие, спорт. Работа инструкторов по физкультуре
- Темочки
В системе дошкольного образования широко применяются технологии развивающего и проблемного обучения, игровые, компьютерные, альтернативные технологии. Наряду с перечисленными, все чаще звучит термин «здоровьесберегащие технологии».
Одним из аспектов укрепления здоровья участников педагогического процесса ДОУ выступает создание здоровьесберегающей среды.
В ФГОС ДО говорится, что «развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития».
В основу разработки концептуальных направлений здоровьесберегающей среды заложены следующие требования:
- трансформируемость пространства;
- полифункциональность материалов;
- вариативность среды;
- доступность среды;
- безопасность предметно-пространственной среды.
В качестве средств, позволяющих реализовать эти требования к предметно-пространственной среде, может выступать:
- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (оздоровительная, пальцевая, корригирующая, дыхательная гимнастика, самомассаж) и привитие детям элементарных культурно-гигиенических навыков;
- реабилитационные мероприятия (фитотерапия, ароматерапия, функциональная музыка, лечебная физкультура, массаж, психогимнастика, тренинги);
- специально организованная двигательная активность ребенка (физкультминутки, занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья, выход на природу, экскурсии).
Необходимо уделять особое внимание подбору оборудования в группе. Оно не должно загромождать полезную площадь помещения для того, чтобы дети могли им свободно пользоваться.
С этой целью для детей дошкольного возраста в рамках реализации
двигательной и физкультурно-оздоровительной работы используются следующие атрибуты:
- зрительные ориентиры с предметным изображением : белочки, лягушки, дельфины (гимнастика для глаз);
- «дорожки здоровья», массажные коврики, приобретённые в специализированных магазинах и изготовленные из шишек, трубочек, карандашей, верёвочек, песка, гальки, являющиеся нестандартным оборудованием (гимнастика после сна, двигательный игровой час);
- массажные мячи (гимнастика после сна, самостоятельная деятельность детей);
- стаканчики с трубочками, ватные шарики (дыхательная гимнастика);
Решая задачи оздоровления детей, кроме физических упражнений используются закаливающие процедуры: контрастные воздушные ванны, ходьба босиком по «дорожке здоровья».
Функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды способствуют физические упражнения на свежем воздухе в различных формах:
- утренняя гимнастика;
- физкультурные занятия;
- подвижные и спортивные игры;
- развлечения;
- оздоровительный бег.
Все закаливающие процедуры необходимо проводить с согласия родителей. В своей работе я учитываю как заинтересованность детей, так и пожелания родителей.
Ознакомившись с условиями жизни семей и проведя тестирование на тему «Как Вы относитесь к своему здоровью», я условно разделила родителей на три группы :
1. Родители недооценивают значение оздоровительной работы и не уделяют должного внимания этому вопросу.
2. Родители разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, но им не хватает знаний и опыта, они загружены работой.
3. Родители, которые с удовольствием занимаются с детьми и стремятся воспитать здорового ребёнка.
Результаты анкетирования показали, что родителей волнует состояние здоровья детей и они готовы быть нашими помощниками и союзниками, но не умеют грамотно планировать и осуществлять закаливающее и физическое развитие детей.
Практика показала, что из всего многообразия форм взаимодействия с родителями наиболее эффективной стала работа семейного клуба «Здоровячки». Теоретические беседы, широкое использование памяток, мастер-классы, семинары-практикумы, практические занятия способствовали повышению педагогической культуры родителей по вопросу здорового образа жизни.
Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.
Таким образом, подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберсгающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
Ведь именно в дошкольном детстве закладывается позитивное отношение к себе и окружающим людям. И именно в этот период важно привить детям культуру здоровья, которая является частью общечеловеческой культуры, позволяющей личности осуществлять любой вид деятельности.
Усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Литература:
1. Пономарёв С. А. «Растите малышей здоровыми». – М: «Спарт», 1992г.
2. Богина Т. Л. «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях». – М: Мозаика-Синтез, 2006г.
3. Бочарова Н. И., Петрова Р. Ф. «Формирование физической культуры дошкольника». – Орёл, 2006г.
4. «Будь здоров: Программа и методические рекомендации для воспитателей по формированию привычки к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста». – Орёл, 1999г.
5. Проект «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования».
6. Федеральный закон «Об образовании в РФ». М:, 2013г.