Павлова Людмила
Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе
«Создание комфортной развивающей предметно-пространственной
образовательной среды в полилингвальной группе»
Актуальность
В требованиях ФГОС ДОразвивающая предметно-пространственная среда обозначена одним из ключевых условий успешного образовательного процесса. Предметно-пространственная среда должна стимулировать детей к активности в разных видах деятельности, развивать способности. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного учреждения – важный компонент в развитии ребёнка. Всё, что окружает ребёнка должно развивать не только умственные способности и обеспечивать ребенку необходимый психологический комфорт.
Публикация «Создание комфортной развивающей предметно-пространственной образовательной среды в полилингвальной группе» размещена в разделах
Идея:
создать предметно-пространственную среду в полилингвальной группе. Приблизить имеющуюся РППС кпрограмме развивающего обучения «Кеу to learning»,национальную программу «Тосхол» требованиям ФГОС ДО, программы «ОткрытиЯ» под редакцией Юдиной Е. Г., и создать развивающие центры в группе.
Цели и задачи:
1. Создать условия предметно-пространственной развивающей среды в полилингвальной группе.
2. Привлечь родителей к созданию развивающей предметно-пространственной среды.
3. Развивать у детей активное стремление познать жизнь и желание добиться результата в собственных делах,занятиях,исследованиях.
Аргументированность и практическая значимость
Разработанные методические рекомендации, принципы, центры активности могут быть использованы педагогами ДОО, родителями.
Предметно-пространственная среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства. Через предмет человек познает самого себя, свою индивидуальность. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом.
Среда должна быть не только развивающей, но и должна быть развиваться с учетом растущих интересов детей. И в этом мы должны помочь детям.
Во всех случаях при входе в группу, работающую по программе «ОткрытиЯ», можно сразу понять, что здесь педагоги работают именно по этой Программе. Это происходит потому, что в Программе содержатся обязательные принципы, в соответствии с которыми организовано пространство группы, подбираются материалы для детских игр и занятий. Развивающая среда в группе должна помогать реализации основополагающего принципа программы: ребенок учится лучше и научится большему в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром – через игру и открытия.
Психолого-педагогические принципы создания развивающей среды в группе детского сада :
-Принцип комфортности «Мне здесь удобно, эта комната -для меня». В уголке уединения ребенку спокойно и комфортно работать и играть.
-Принцип целесообразной достаточности «Мне здесь интересно. Всегда есть чем заняться. Мы не ссоримся, потому что игрушек и материалов хватает всем».
-Принцип доступности «Я все могу взять, достать, до всего дотянуться. Я знаю, что и где лежит, потому что знаю и умею поддерживать порядок хранения». Обеспечить детям доступность игр и материалов в любое время.
-Принцип превентивности «Я не боюсь испачкаться краской при рисовании или намокнуть в Центре песка и воды, потому что есть халатики и фартучки. Я знаю, чем мы занимаемся сейчас и чем будем заниматься потом».
-Принцип личной ориентированности «Я могу выбирать. Мои работы подписаны и признаны. Я имею право развиваться в собственном темпе». Но каждый из детей в группе должен когда-то и за что-то стать «звездочкой».
-Принцип баланса инициатив детей и взрослых «Меня слушают. Мы все решаем вместе». Детские инициативы обязательно должны поддерживаться воспитателем.
Роль развивающей среды в развитии детей
Групповое пространство должно быть спланировано педагогами так, чтобы дети могли делать самостоятельный выбор (где, с кем и чем ребенок будет заниматься) и принимать решения. Важно, чтобы среда не ограничивала детскую инициативу, а наоборот, предоставляла бы возможности для проявления и - что важно – для развития и реализации разнообразных идей.
Приобретая опыт, достигая своей цели, ребенок постепенно обретает уверенность в себе, убеждаясь в собственных возможностях, делая личностные, а поэтому радостные для него открытия. Разумно организованная развивающая среда способствует подготовке ребенка к жизни в стремительно меняющемся мире, формирует устойчивое стремление познавать, открывать мир и в конечном итоге – учит учиться.
Создание центров активности
Образовательный процесс, организованный по Программе «Открытия», начинается с создания развивающей образовательной среды в группе ДОО. Ребенок развивается через познание, переживание и преобразование окружающего мира, поэтому тщательно продуманная развивающая среда побуждает детей к исследованию, проявлению инициативы и творчества.
В группах, детских садов, работающих по рамочным программам, предполагающих свободу выбора детей, оборудуются следующие центры:
Центр искусств. Этот центр выполняет разные функции, способствуя развитию креативности, любознательности, воображения и инициативы детей.
Литературный центр –самый главный из всех центров активности в группе. Внимательный и ответственный подбор воспитателями материалов в этом центре способствует развитию естественного стремления детей к постоянному речевому общению, развитию уверенной связной речи и обогащению словаря.
Центр сюжетно-ролевой игры. Этот центр также может называться «центром драматизации». Драматизация –это инсценировки, разыгрывание литературных произведений средствами кукольного театра. Для дошкольников игра-это идеальная арена для эмоционального насыщенного и осмысленного обучения.
Центр песка и воды – настоящий подарок для детей в группе. При выборе места для этого центра нужно остановиться на том, которое ближе всего к источнику воды и возможности ее слива. Дети получают большое удовольствие при работе в этом центре, воспитатели – множество возможностей для того, чтобы через занимательную и очень активную детскую деятельность решать самые различные образовательные задачи.
Центр кулинарии. Коллективное изготовление винегрета или засолка капусты осенью, развитие трудовых навыков. Эти занятия организуются реже других. Все дети испытывают удовольствие от выполнения несложных кухонных обязанностей. Используя продукты, являющиеся основой нашей пищи, такие как овощи, фрукты, орехи, хлебные злаки, бобы – дети получают исходные представления об источниках питания. Придумывая разные игры и занятия в центре кулинарии, можно обеспечивать развитие разных детских способностей и интересов.
Центр строительства. Строительство по своей природе – это замысел, это опробование, это расчет, сравнение. В процессе конструирования у детей появляется много возможностей проявить свое творческое начало. Здесь дети учатся распознавать формы, высоту, вес предметов, их соотношение, приобретают опыт совместной работы, развивают речь в естественном общении.
Центр науки и естествознания
Центр науки принципиально важен для программы, ориентированной на ребенка, хотя бы потому, что один из важнейших её принципов – обучение через собственный опыт, пробы и открытия. Какие «открытия» может сделать маленький ребёнок?Оказывается, очень многое он может открыть лично для себя, путем собственных действий и нехитрых экспериментов. Эта деятельность помогает ему обрести новые знания.
Работающие стенды в жизни детей
В каждой группе есть плакаты, носящие название «Наше солнышко», «Звезда недели», «Ты – самый лучший», а название «Ваше величество…» придумали сами дети. Такого рода стенды особенно любимы детьми, ведь это что-то вроде взрослой доски почёта. Важный атрибут групповой жизни – «Доска выбора», с помощью которой дети обозначают свой выбор Центра активности.
Планируемые образовательные результаты
Дети учатся осуществлять осознанный и ответственный выбор, решать проблемы, планировать свою деятельность и достигать цели,взаимодействовать с окружающими людьми. Благодаря индивидуализации образование ребенка соответствует его особенностям, способностям, интересам и потребностям. У детей развивается чувство собственной значимости, они становятся самостоятельными и инициативными. Родители начинают лучше ориентироваться в процессах развития ребенка.
Практическая часть
Детский сад с 2015 года работает по проекту «Среда - третий воспитатель», основанном на элементах педагогического подхода ReggioEmilia. Согласно этому подходу, организацию развивающей среды в ДОО с учетом ФГОС ДО и мирового опыта мы стараемся строить так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность детей с учётом их склонностей, интересов, уровня активности. Усилия педагогов направлены на обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала пространства ДОО, группы, а также территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вот уже третий год обучения в нашей полилингвальной группе «Смайлики» в детском саду «Туллукчаан», открытой в 2016 году, после обучающих семинаров ИПОП «Эврика», мы являемся пилотной группой по апробации программы «Keytolearning», .
После обучающего семинара, все воспитатели, которые прошли обучение взялись за создание и обогащение развивающей среды в своих группах. Я со своей напарницей Людмилой Васильевной под руководством зам. заведующего Кротовой Айталины Владимировны, первым делом взялись за планирование дизайна групповой и приемной.
Первым делом был сделан ремонт в группе с учетом трех культур: якутской, русской, английской. Перекрашаны стены, потолок. При подготовке к открытию группы нами совместно с администрацией д/сбыли разработаны дизайн оформления группы. На выделенные деньги постепенно приобретали мебель, стеллажи, полки, шкафы, также ТСО: муз. центр, проектор, экран, ноутбук, принтеры.
Для оформления группы специально заказывалистенды-информационный стенд для родителей, для выставок детских работ, стенд для фотографий из обычной жизни. Стенды все магнитные, информация для родителей постепенно обновляется, а детские работы заменяются на новые.
Сообща было выбрано название «Смайлики». В группе работают два воспитателя: Павлова Л. В., Бурнашева В. И., преподаватель английского языка Корякина А. К. и помощник воспитателя Петрова И. П.
Группа разделена на центры активности, в каждом из которых находится достаточное количество различных материалов для исследований, занятий и игр. Материалы периодически сменяются.
Предметно-развивающая среда в группе соответствует всем современным требованиям. Оборудование группы безопасно, эстетически привлекательно, носит здоровье сберегающий и развивающий характер. Мебель соответствует росту и возрасту детей. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон (центры, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества и прочее). Все предметы в свободном доступе для детей. В группе созданы центры : строительства; литературы; уголок уединения; математики; науки и естествознания; кулинарии; искусства; песка и воды.
Содержание центров периодически меняется. В создании этих центров нам помогли наши родители. Наши родители очень нас поддерживают, им нравится, что дети изучают и занимаются тремя языками. Они очень заинтересованы обучению по программе развивающего обучения и с радостью нам помогают во всем. Взаимодействие родителя и педагога дает тот желаемый результат, на которое нацеленапрограмма.
В 2017 г. в группе была проведена комплексная оценка качества образования по шкале Эйкерс.
Этот учебный год богат на разнообразные конкурсы, фестивали, соревнования и олимпиады, на которых наши дети показали свои таланты, знания, навыки и умения.
За этотпериод т. е. 3 года обучения обновлялась и пополнялась развивающая среда. С момента открытия группы ежедневно проводятся утренние и вечерние сборы, зарядки, увлеклись проектной деятельностью. В нашу группу 1 раз в 2 недели ходит носитель языка для общения с детьми на английском языке. В начале дети пугались, сейчас уже с удовольствием общаются и играют. Родители очень рады, что их дети попали в группу «Смайлики», так как не у каждого ребенка есть возможность общаться с настоящим носителем языка.
Наша группа существует третий, завершающий год. За это время администрация, специалисты детского сада постоянно дают советы, рекомендации и оказывают посильную помощь.
Мы, работники данной группы, благодарны своим руководителям, за доверие, поддержку, методическую помощь в этом начинании.
Заключение:
В течение года с детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность со стороны педагогов по центрам активности.
Вся воспитательно -образовательная работа ведется в тесном контакте с
родителями. Родители стараются участвовать во всех совместных мероприятиях группы и ДОУ. Наши родители активно участвуют в проведении развлечений и праздников,конкурсов в изготовлении поделок со своими детьми, проводимых в детском саду. В течении года проводятся родительские собрания, где излагаются задачи, обсуждаются планируемые мероприятия, подводятся итоги. Родители проявляют интерес к тому, как их дети проводят время в детском саду, чем занимаются и мы стараемся регулярно освещать нашу деятельность.
Развивающая среда не должна быть статичной, она должна постоянно меняться, обновляться и развиваться вместе с ребенком.
Итак, предметно-развивающая среда очень влияет на развитие ребенка и показывает позитивную динамику по всем направлениям развития.
Список использованной литературы:
1. Артамонова Ольга Владимировна: «Предметно-пространственная среда : ее роль в воспитании личности» /Дошкольное воспитание. -№4.,1995.
2. .Выготский Л. С. Динамика умственного развития ребенка в связи с обучением //Педагогическая психология. -М. ,1991.
3. .Рубцов В. В., Юдина Е. Г. Современные проблемы дошкольного образования // Психологическая наука и образование. - 2010.-№3.
4. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте /Под ред. Д. Б. Эльконина. -М. ,1957.
5. Эльконин Д. Б. Психология игры. -М. ,1978
6. Юдина Елена Георгиевна Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Открытия» //Мозаика-Синтез,Москва., 2015.