Ирина Прямоносова
Проект РППС «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования в средней группе
г. Челябинск, 2019 г
Содержание проекта
Актуальность проекта :
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Публикация «Проект Рппс „Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС“ в средней группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Проблема:
Недостаточное насыщение развивающей предметно-пространственной среды, РППС не в полной мере отвечает требованиям ФГОС ДОУ
Цель проекта :
Создать развивающую предметно-пространственной среду : насыщенную, трансформируемую, полифункциональную, вариативную, доступную и безопасную в соответствии с ФГОС. Создать условия для комфортного, благоприятного и полноценного проживания детей в ДОУ.
Задачи:
1. Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие дошкольников.
2. Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной, их интеграция и творческая организация.
3. Организовать РППС, способствующую эмоциональному и психическому благополучию в своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей и интересов.
4. Совершенствовать РППС в соответствии с возрастными особенностями детей 4-5 лет, охрана и укрепление их здоровья с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития.
5. Соответствие РППС следующим требованиям: содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предполагаемые результаты :
• Повышение уровня собственной профессиональной компетентности в условиях ФГОС;
• Изучение новых подходов в организации РППС, обеспечивающие полноценное развитие детей дошкольного возраста.
• Организация РППС согласно условиям ФГОС ДО, которая способствует полноценному развитию детей с учетом их возрастных индивидуальных особенностей.
• У педагогов сформированы понятия: развивающей предметно-пространственная среда, принципы, функции развивающей предметно-пространственной среды, а также практические навыки в построении в группах развивающей среды соответственно ФГОС ДО.
• Родители содействуют созданию комфортной РППС в ДОУ.
Состав участников:
Дети, родители, воспитатели, администрация.
Тип проекта :
Информационно-исследовательский, практико-информационный, ориентированный, познавательно-творческий.
Вид проекта :
Долгосрочный, групповой, внутренний.
По количеству участников:
Коллективный
Предмет проекта :
Совместная деятельность педагогов с родителями по организации предметно-развивающей среды в группе.
Продукт проектной деятельности :
Оформление предметно-развивающей среды в подготовительной группе ДОУ.
Продолжительность проекта :
Май 2018 года – май 2019 года
Нормативно-правовая база проекта :
Приказ заведующего МАДОУ ДС № 100 г. Челябинска.
Положение о родительском комитете ДОУ
Положение о педагогическом Совете ДОУ
Годовой план работы ДОУ
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26
Концепция дошкольного воспитания (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский,1989г
Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении (авторы В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова, 1993 г.);
Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено, утв. Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17.06.2003
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проект)
Письмо Минобразования России от 17.05.1995г. № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Приказ Минобразования России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Основная часть
При разработке проекта развивающей предметно- пространственной среды мы опирались на следующие организационные условия:
• среда должна быть наполнена развивающим содержанием : в обстановку группы кроме предметов, предназначенных детям по возрасту, должны быть включены материалы, соответствующие «зоне ближайшего развития»;
• оборудование должно быть размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность;
• все предметы должны быть соразмерны росту, руке и физиологическим возможностям детей;
• предоставление детям права изменять окружающую среду в соответствии со вкусом и настроением;
• размещение материалов должно быть функциональным;
• предметы должны выполнять информационную функцию об окружающем мире, стимулировать активность ребенка;
• среда должна быть полифункциональной (материалы должны использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности);
• среда должна иметь подвижные границы.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный этап
2. Основной этап
3. Заключительный этап
План реализации проекта
Этапы и мероприятия по реализации проекта
Этапы проекта Цели этапа Мероприятия Предполагаемый результат
Подготовительный Изучение нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов Анализ нормативных документов Создать банк нормативных документов, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов.
Составить список оборудования, игрового материала по центрам развития.
Анализ условий по формированию РППС, которые должны быть созданы в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми нормативными документами. Анализ РППС в группе ДОУ Выявить особенности планирования РППС с учетом возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста.
Разработать карты обследования РППС (по центрам) и материально-технической базы ДОУ.
Основной Изучение современных научных разработок в области РППС для детей дошкольного возраста и мониторинг РППС материально-технической базы ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Участие в семинаре ДОУ по вопросам формирования РППС в группах. Анализ РППС в группах ДОУ. Проведение мониторинга РППС, материально-технической базы ДОУ в соответствии с условиями ФГОС ДО.
Проведение общего родительского собрания. Проведение общего родительского собрания на тему: «Создание образовательной среды для дошкольников в домашних условиях». Определение отношений родителей к необходимости изменений в построении РППС в соответствии с ФГОС ДО.
Разработка перспективного плана обогащения РППС с учетом ООП ДОУ. Подготовка материалов для создания паспорта группового пространства групп.
Банк педагогических идей «Построение РППС в группе в соответствии с тематическим планированием» Разработать паспорт организации
группового пространства,
отвечающего современным
критериям.
Создание РППС в групповой комнате в соответствии с требованиями ФГОС ДО Подбор и приобретение необходимых игрушек, дидактических пособий, детской и игровой мебели, отвечающим возрастным нормам развития детей Приобрести игровое оборудование, отвечающее возрастным нормам развития детей.
Заключительный Создание развивающих центров в группах ДОУ Планирование группового пространства согласно рекомендациям и принципам построения РППС Создать РППС группы в соответствии с возрастными особенностями детей, с учетом ООП ДОУ, согласно требованиям ФГОС ДО.
Подвести итоги работы над проектом Отчеты воспитателей на тематическом Педагогическом совете Презентации и методические рекомендации к ним «Моделирование РППС в соответствии с ООП ДОУ и требованиям ФГОС ДО»
Реализация данного проекта РППС группы :
При организации РППС педагоги активно взаимодействовали с родителями воспитанников, используя информационно-коммуникационную форму работы с ними (беседы, консультации).
Развивающая среда не может быть построена окончательно. При организации предметно-пространственной среды в группе это сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса (воспитатели, родители, дети). Дальнейшая работа предполагает осуществление поиска инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды в группе, а так же развитие интереса родителей к указанной проблеме и мотивирование стремления к взаимодействию.
В ходе реализации проекта формируются ключевые компетентности
Технологическая
Информационная
Социально-коммуникативная
- Умение планировать этапы своей деятельности.
- Умение довести начатое дело до конца.
- Умение устанавливать причинно-следственные связи.
-Умение ориентироваться в информационных источниках.
- Умение делать выводы из полученной информации.
- Умение задавать вопросы по данной теме.
- Умение получать необходимую информацию в общении.
- Умение принимать участие в коллективных делах.
- Умение уважительно относиться к окружающим людям.
- Умение взаимодействовать по системе ребёнок – взрослых
Рекомендации по организации РППС :
• При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
• Среда должна выполнять все функции образовательного процесса и работать на развитие ребенка с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспитанниками и взрослыми.
• Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка имея гибкое и вариативное использование пространства.
• Среда должна быть ориентирована на безопасность и возрастные особенности детей.
• Пространство группового помещения должно быть полифункциональным, а элементы декора легко сменяемыми в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
В настоящее время отмечаются следующие результаты, каждый ребенок находит занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Отмечается комфортное пребывание воспитанников в группе : дети редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены игровой и познавательной деятельностью.
И, как результат проделанной работы, педагоги отмечают, что у родителей появился интерес к жизни детского сада, они активно откликаются на предложения воспитателя в создании условий для развития детей.
Список литературы:
1. Доронина Т. Н., Короткова Н. А. Материалы и оборудования для детского сада. М. : Элти-Кудиц, 2003г
2. Комарова О. А. Предметно-игровая среда ДОУ//Управление ДОУ. -2009.-№5.
1. .Микляева Н. В. Предметно развивающая среда детского сада в контексте ФГТ,. серия Библиотека Воспитателя / Н. В. Микляева. - М. : Сфера.
4. Новоселова С., Павлова Л. Н. Развивающая предметная среда : Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. 2-е изд. – М. : Айресс Пресс, 2007
5. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. принципы построения, советы, рекомендации / Н. В. Нищева. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 6. Петровский В. А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 2003 7. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. /Сост. Нищева Н. В. - СПб., 2007.
8. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений [Текст] : из опыта работы / Н. А. Рыжова. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.
9. Федяева Н. В., Белодед Г. А. Организация игрового пространства в ДОУ в контексте ФГТ. СПб, Приложения.
10. ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с приказом МО от 20 июля 2011г. № 2151. //Дошкольное воспитание. -2012.- №2
11. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию. М., 2000.