Алеся Рафикова
Презентация «Создание предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Особенности организации предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде.
Публикация «Презентация „Создание предметно-пространственной среды в группах старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Мы знаем, что под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. А самым основным средством является созданная нами развивающая среда.
2. Итак, переходим к основным требованиям к организации развивающей среды в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом.
Они описаны в программе от «Рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Какие должны быть требования к организации развивающей среды вы видите на экране. (слайд №2)
3. Остановимся на основных принципах организации развивающей среды в соответствии с ФГОС в группах старшего дошкольного возраста.
Напоминаю, что в старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда должна пробуждать активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавесы, кубы, стулья. Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявлять активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты. Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
Итак, уважаемые коллеги представляю вам презентацию по оснащению предметно-развивающей среды в группах старшего дошкольного возраста нашего дошкольного учреждения (слайд №3,4 – центр экологии);
Обратите внимание, что центр экологии должен обеспечивать доступ к объектам природного характера. Он должен побуждать к наблюдениям за ростом растений, к участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Это центр творчества. (слайд №5,6 – центр творчества). В центре творчества находится материал для самостоятельной деятельности (для лепки, аппликации, рисования). Здесь выкладываются работы детей по художественно-эстетическому развитию. В течение дня после НОД дети могут подходить и наблюдать за своими работами.
Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития также выступают:
- уголок познавательной деятельности (учебная зона) (слайд №7,8,9). Включает в себя различные виды игр (настольные игры, ребусы, математические игры, игры по развитию речи, которые используются в совместной и самостоятельной деятельности детей.
-патриотическая зона (слайд №10,11). Включает в себя разнообразные пособия по родному краю, альбомы по ознакомлению с семьей, селом, кукол в национальных одеждах, портреты президента, губернатора, главы района, настольные игры и пр. Пособия активно используются в совместной и самостоятельной деятельности детей (слайд №12). Дети узнают многое о нашей стране – России, о малой Родине, о народах России, о труде взрослых и их профессиях.
- центр музыкально-театральной деятельности (слайд №13,14).Уголок театрализации – это часть развивающей среды, призванная сплотить ребят игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера. В старшем дошкольном возрасте дети активно включаются в драматизацию, которая педагогами используется в НОД и совместной, посещают малышей с показом сказок (слайд №15,16)
Содержание уголков по театрализованной деятельности включают в себя разные виды театра:
- пальчиковый театр;
- настольный театр;
- театр на фланелеграфе;
- театр на магнитах;
- театр на ложках;
- куклы-марионетки.
- уголок для творческих игр (центр игры) (слайд№17). Должен разделяться по гендерному принципу (уголки для мальчиков и девочек) (слайд №18). Именно в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность. Например, девочки играют в куклы, в сюжетную игру «Салон красоты», «Магазин» (слайд №19). Мальчикам же нравится играть с машинками, в строительные игры (слайд №20).
- центр двигательной активности ребенка (спортивный уголок) (слайд №21,22). Спортивный уголок в дошкольном учреждении служит удовлетворению потребности дошкольника в движении и приобщению его к здоровому образу жизни. В старших группах целесообразнее создать вариативные, усложненные условия для выполнения различных видов физических упражнений с использованием пособий и атрибутов (слайд №23,24). Уголок должен активно использоваться в течение дня (в индивидуальных работах и в самостоятельной деятельности детей).
- центр книги (слайд №25,26). Как мы уже знаем, в каждой группе дошкольного учреждения уголок книги является одним из главных компонентов образовательной среды. Он играет ведущую роль в формировании у детей интереса к чтению, обучению навыкам культуры обращения с книгой. Уголки книги в старших дошкольных группах нашего дошкольного учреждения – это место, дающее ребенку возможность общения с книгой. В уголках собраны книги различных жанров: сказки, рассказы, стихи, журналы. Уголок расположен так, чтобы каждый воспитанник мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу в самостоятельной деятельности.
- центр уединения (слайд №27,28). Это важный и необходимый элемент предметно-развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста. В любое свободное время дети могут уединяться там. Они общаются «по секрету», «дают выход» своим эмоциям (радости, грусти, обиде). Таким образом, воспитанники учатся управлять своим состоянием. Уголки уединения в старших дошкольных группах нашего дошкольного учреждения создавались так, чтобы детям в них было максимально комфортно и уютно.
Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что престает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности-статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариативности предметных условий и характера детской деятельности.