Надежда Телешева
Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» 1 младшей группы
МКДОУ «Детский сад №25» г. Шадринск Курганская област
Телешева Надежда Викторовна - воспитатель
Организация развивающей предметно-пространственной среды группы построена в соответствии с ФГОС.
1. Учет возрастных особенностей детей.
Характеристика группы: 1 младшую группу посещают 19 детей от 2 до 3 лет, из них 14 девочек и 5 мальчиков.
Публикация «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС » размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Возрастная характеристика группы: все дети соответствуют возрасту.
Моим воспитанникам исполнилось 2 года и основным и самым важным для ребёнка в этом возрасте видом деятельности является игра, которая обеспечивает все потребности ребё нка: общение и передача опыта. Поэтому в достаточном количестве одинаковых игрушек, игр и игровых атрибутов, для предотвращения конфликтных ситуаций («Хочу такую же»).
Также в этом возрасте дети плохо реагируют на пространственные изменения, поэтому игровые уголки статичны и находятся на постоянном месте (меняется только наполняемость уголка, в зависимости от лексических тем и календарного планирования).
У детей в этом возрасте развивается потребность в общении со взрослым по поводу предметов, игрушек и действий с ними. Это помогает приспособиться к новым условиям жизни в детском саду: адекватно воспринимать слова, просьбы, оценочные высказывания и эмоциональное отношение других людей. Также в раннем возрасте характерно стремление к познанию окружающего мира. Настоящие исследователи. Любят рассматривать предметы, действовать с ними, разъединять и соединять, конструировать, экспериментировать.
Поэтому выстроенная развивающая предметно-пространственная среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 2 до 3-х лет в различных видах детской деятельности
2. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Безопасность: Оборудование группового пространства соответствует санитарно гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Спокойная эмоционально - психологическая обстановка: В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка : имеются мягкий диван, музыкальный центр. В своей работе использую принцип эмоционального настроя и создать положительный эмоционально-предрасполагающий настрой детей на общение и взаимодействие. Говорю не громко и не слишком быстро. Всегда слежу за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей или очень эмоциональные (плачущие дети или активные) создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая и спокойная музыка напротив успокаивает. Я считаю, что развивать ребёнка в пустой группе просто невозможно, ему надо что-то познавать, с чем-то манипулировать. Поэтому в группе создана комфортная предметно - пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование и трансформируемость пространства в зависимости от образовательной ситуации и потребности детей, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточна места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Мальчики объединены общим конструктивно - строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, уголке для девочек размещены такие игры как «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника». Здесь происходи контакт мальчиков и девочек, что реализует вариативность среды и гендерное воспитание детей. Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирования игровой, познавательной и исследовательской деятельности детей
3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных центров:
Центр книги; центр для театрализованных игр и музыкальной деятельности.
Центр конструктивной деятельности.
Центр изобразительной деятельности (рисования, лепки);
Центр физкультурной деятельности;
игровая зона
Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
Центр книги.
Книги расположены на стеллаже. Все книги и иллюстрации обновляются в соответствии с интересами детей и темой недели 1-2 раза в месяц.
Центр для театрализованных игр и музыкальной деятельности находится рядом с книжным уголком. Дети могут на основе ярких иллюстраций воссоздать сюжет сказки, что способствует развитию речевой деятельности, развитию мелкой и крупной моторики рук, творческих способностей, памяти и мышлению. Дополнительно для этого в группе имеются разнообразные виды театров (би-ба-бо; объёмные фигурки сказочных персонажей, театр на фланелеграфе, пальчиковый и перчаточный театр, оснащение в виде простых объёмных декораций для разыгрывания мини спектаклей и сказок. Сочетает в себе уголок ряженья, в котором имеются различные элементы костюмов, маски, фартучки-маски с изображением героев, украшений и т. п. Это способствует стимулированию творческого замысла и индивидуального творческого проявления.
Центр музыкального развития находится здесь же, содержит в себе различные музыкальные инструменты, что способствует развитию звуковысотного слуха и звукопроизносительной стороны речи. Так же дети учатся играть простейшие звуки на различных музыкальных инструментах. В группе подобрана и разранжирована электронная картотека аудиозаписей, в которой имеются записи народной музыки, звуки природы (леса, голоса птиц, шум моря, а так же различные аудио музыкальные сказки, попевки, колыбельные и просто спокойная расслабляющая музыка.
Центр патриотического воспитания. Патриотические уголки в детском саду помогают зародить и развивать это чувство. Основные направления работы воспитателя по патриотическому воспитанию: воспитать толерантное отношение к другим народам и людям различных национальностей; сформировать духовно-нравственное отношение ребенка к семье, стране, природе родного края; воспитать у дошкольника чувство собственного достоинства. Развитие у дошкольников чувств патриотизма, гражданственности может быть успешным только в том случае, если воспитатель детсада будет хорошо знать историю своего города, страны и сможет донести эти знания до ребенка.
Центр сенсорного развития.
В младшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется сенсорному развитию, поэтому в предметно - пространственной среде в достаточном количестве представлен игры и дидактический материал на цвет, форму, величину. Сочетает в себе зону сенсомоторного развития, предназначенную для развития мелкой моторики и тактильных ощущений. Здесь дети учатся завязывать шнурки, нанизывать крупные бусины, застегивать пуговки и др.
Центр природы расположен в центре группы у стены. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирования экологической культуры.
Центр конструктивной деятельности организован для свободной конструктивной деятельности детей, способствующих развитию творчества мышления и простых отношений. Весь строительный материал разложен в контейнер по размеру и виду, для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали при уборке и упражняться в классификации. Имеются игрушечные персонажи для дальнейшего обыгрывания и использования в сюжетных постройках, что дает возможность для большего развития фантазии и творческого мышления. Конструкторы размещены на полках, в открытом доступе. Это позволяет детям конструировать как за столами, так и на ковре.
Центр изобразительной деятельности (рисования, лепки).
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование для формирования творческого потенциала детей, различные картины и репродукции для развития интереса к изобразительной деятельности, формированию эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Центр физической деятельности. Находится в групповой комнате. Все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей.
Игровая зона. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных особенностей детей и половой принадлежностью, размещены такие игры как «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Магазин», «Поликлиника».