Бутузова Татьяна Владимировна
Создание мотивационных условий к запуску речи неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Запрос родителей и педагогов показывает значительную частоту встречаемости без речевых неговорящих детей в возрасте от 3 лет. Количественный рост таких детей, в том числе имеющим алалию, определяет обозначенную проблему как социально значимую.
К группе неговорящих относятся дети, имеющие различные нарушения развития: речевые (алалия, временная задержка речевого развития, эмоционально-личностные (ранний детский аутизм, нарушения слуха и интеллекта, комплексные (сочетанные) нарушения в развитии и др.
Публикация «Создание мотивационных условий к запуску речи неговорящих детей» размещена в разделах
Для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений (концептов) о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функций речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения. Комплексная система работы при алалии и временной задержке речевого развития на начальных этапах направлена на формирование механизмов речевой деятельности, ее мотивационно-побудительного, сенсомоторного уровней. игровые упражнения, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельности (игровую, конструктивную, предметно-практическую, через необычные для ребенка задания повлиять на мотивационно-побудительный уровень речевой деятельности, сформировав ее основу.
Основными целями логопедической работы с неговорящими детьми на начальных этапах являются: развитие речевой инициативы, создание мотивации к речевой деятельности одновременно с обогащением внутреннего и внешнего лексикона;
Основные задачи коррекционной работы с неговорящими детьми (1-й уровень речевого развития по Р. Е. Левиной) на начальном этапе:
1. Стимуляция речевой и психической активности.
2. Развитие эмоционального общения со взрослым.
3. Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию - эхолалии).
4. Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.
5. Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.
6. Формирование внутреннего и внешнего лексикона (номинативного, предикативного и атрибутивного, или обеспечивающего минимальное общение.
7. Формирование первоначальных навыков грамматического (морфологического и синтаксического) структурирования речевого сообщения.
8. Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.
Поставленные цель и задачи достигаются на основе целого ряда общедидактических и специальных принципов логопедии.
Систематичность проведения занятий. и комплексности. Опора на разные модальности (зрительную, слуховую, тактильную, обонятельную, вкусовую) — полимодальный подход, с целью формирования большего количества межанализаторных, ассоциативных связей в головном мозге.
Экспрессия педагога (родителя) на каждом из этапов занятия с безречевым ребенком. Она способствует развитию подражательности и эмоционально настраивает детей на речевосприятие и речепроизводство. Ребенок всегда обратит внимание не неожиданные действия логопеда, если они будут для него яркими, необычными. Необычность действий взрослого для ребенка помогает поддерживать интерес к занятию. Например, логопед предлагает ребенку самостоятельно (с помощью взрослого) зажечь свечи или вместе с ребенком начинает игру в необычном месте (например, под столом).
Эмоциональный фон совместной деятельности ребенка и логопеда. Любое упражнение должно быть привлекательно для ребенка — это обеспечит познавательный интерес к логопедическим занятиям. То, что интересно, эмоционально окрашено легче запоминается, дольше хранится у ребенка и полнее им воспроизводится. Например, использование музыкального сопровождения усиливает эмоциональную окраску занятий, повышает интерес к ним.
Активное привлечение внимания ребенка к артикуляции и жестикуляции логопеда. Возможно, половины успехов логопедической работы удастся достичь лишь при условии, что в момент произнесения логопедом звука, слова для подражания, взгляд ребенка будет направлен на артикулящию логопеда. Возможно использование следующих приемов для привлечения внимания к лицу взрослого: логопед может использовать яркую губную помаду, крупные серьги, повязывать яркий шарф (платок и т. п.) вокруг головы и т. д.
Опора на разные виды деятельности ребенка, постоянная смена видов деятельности в течение занятия. Важно, чтобы ребенок самостоятельно ( либо с помощью руки педагога: педагог помогает ребенку выполнить и ощутить действие) выполнял все действия в процессе занятия. За выполнением ребенком действий должно быть содержание, чтобы действие не осуществлялось механически. Деятельность ребенка должна иметь ценность, как для самого ребенка, так и для его родителей. В дальнейшем опыт действия с предметами составляет основу для усвоения детьми значений слов. Логопед должен предоставлять ребенку возможность применить полученные навыки на большом количестве различных материалов и в разнообразной обстановке.
Включение родителей в коррекционно-развивающий процесс. Развитие речи происходит в процессе практической деятельности ребенка, режимных моментов, при организации семейного воспитания: режима дня, питания, коррекционно-развивающей среды в домашних условиях.
Вариативность наглядного и дидактического материала для детей. Используются и объемные, и плоскостные предметы; различный вид изображений предметов и явлений (фотографии, картинки, стилизованные изображения, контурные, точечные и т. п.); картинки разного размера; деревянные, пластмассовые, металлические, вязаные и т. п. игрушки. Использование бытовых предметов (продуктов, посуды, техники и т. п.) и природных материалов повышает интерес детей к занятиям, способствует преодолению негативизма.
Использование визуализированной системы поощрения ребенка («живая» пятерка, стикер, мелкие призы, пищевое подкрепление). Положительная оценка достижений ребенка на занятии является для него важным стимулом развития деятельности, способствует преодолению негативизма, повышению мотивации.
Формирование мотивации к речевому общению у неговорящих детей — одна из основных задач логопедической работы с ними.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Специализированные компьютерные технологии позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес как игровая и учебная деятельности, что способствует формированию познавательной мотивации (Лизунова Л. Р., 2004).
АРТТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Арттерапия - совокупность методик, построенных на применении различных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования креативных проявлений ребенка осуществить коррекцию нарушений психосоматических и психоэмоциональных процессов [4].
Одним из направлений арт-терапии является куклотерапия. Куклы могут использоваться с целью диагностики эмоционального состояния ребенка: ребенку предлагают выбрать понравившуюся куклу: например, выбор зайца может сказать о наличии страхов у ребенка; выбор волка — агрессии [30]. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции или постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке логопеда помогает преодолению коммуникативных зажимов, речевого негативизма, стимулирует речевую активность неговорящего ребенка. Опосредованное общение логопеда с ребенком через куклу позволяет предотвратить негативную реакцию ребенка на замечания логопеда, использование куклы позволяет «замаскировать» помощь логопеда.
Целесообразно включать в коррекционно-развивающие занятия с детьми упражнения, основанные на изобразительной деятельности ребенка, которая занимает в жизни ребенка второе место после игровой (М. В. Водинская, М. С. Шапиро, 2006). На значение творчества для развития ребенка, его личности указывали многие исследователи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов и др.). Опора на различные виды деятельности ребенка предоставляет логопеду разнообразные возможности в плане повышения мотивации к занятиям, преодоления негативизма. Рисование развивает зрительно-моторную координацию, согласует межполушарное взаимодействие, изотерапевтические занятия способствует развитию деятельности и самооценки детей (Кисилева М. В., 2006).
Одним из видов арттерапии является сказкотерапия. Ее использование позволяет снять эмоциональное напряжение, преодолеть негативизм, развивает мышление ребенка, подготавливает его к восприятию символических образов, представляет ребенку образец связной речи. Как указывает Т. Г. Визель (2007, сказочные образы играют основополагающую роль в постепенном переходе ребенка от реалистических образов к символическим. Сказки служат своеобразными «мостиками» от иконического мышления к неконическому. Ребенок, лишенный в раннем детстве сказок, отстает в будущем в усвоении букв, цифр и пр. Сказки, которые рассказывают неговорящему ребенку, должны иметь хороший конец, дето дает ребенку чувство психологической защищенности. Целесообразно часть логопедических занятий проводить в форме сказки (например, путешествия и т. п., для чего используются маски, театральные костюмы, соответствующие атрибуты. Использование сказкотерапии и сказочной атрибутики на занятиях способствует установлению контакта.
УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ЛАДОШКАМИ»
Задачи: формирование умения соотносить ритм движений со зрительно-речевыми координациями, снятие психоэмоционального напряжения.
Ход упражнения. Взрослый предлагает ребенку, воспользовавшись пальчиковыми красками и ватманом, оставить отпечатки ладоней. Одновременно с прикладыванием руки к бумаге ребенок произносит слог (цепочку слогов) вслед за взрослым. То же самое упражнение проводится во время рисования подушечками пальцев.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧАСТИ ТЕЛА»
Упражнение проводится при закреплении соответствующей лексической темы.
Задачи: совершенствование соматогностических представлений, активизация слов: нога, рука, ухо, щека, пупок (пузо).
Ход упражнения. Взрослый обмазывает части тела (нога, рука, ухо, щека, пузо) ребенка пальчиковыми красками, ребенок оставляет «след» на большом ватмане» называет часть тела, которую он «отпечатал».
ЗНАЧЕНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
При нормальном развитии сенсомоторный, целостный образ предмета складывается на основе комплекса зрительных, слуховых, тактильных, кинетических, кинестетических, вкусовых и других ощущений. Недостаточная сформиро- ванность сенсомоторного образа предмета (явления) вызывает невозможность появления у ребенка чувственных концептов, необходимых для появления слова (понятия). Таким образом, сенсорное воспитание — основа лексической работы и личностного развития; включения максимального количества сохранных анализаторов способствует более успешной актуализации (появлению слова в активной речи). Знания, не подкрепленные чувственным опытом, неотчетливые и непрочные, зачастую искаженные (Метиева Л. А., Удалова Э. Я., 2008).
Сенсорные игры, как правило, являются привлекательным видом деятельности для ребенка, обеспечивая, таким образом, эмоционально насыщенный фон логопедических занятий, преодоление негативизма. Сенсорными считаются игры, которые помогают детям получать чувственные ощущения [18]. Лучше запоминается только наиболее значимая часть тематической лексики, но сенсорный опыт, приобретенный при специально организованном обучении, позволяет не заучивать речь механически, а способствует ее спонтанному формированию [2].
Сенсорное воспитание безречевых детей состоит из следующих разделов: тактильно-двигательное восприятие и развитие моторных функций; зрительное восприятие; восприятие свойств предметов через осязание, обоняние, барические ощущения, вкусовые ощущения; слуховое восприятие. Сенсорное воспитание способствует формированию речевой деятельности. Приведем примеры сенсорных игр и игровых упражнений, направленных на формирование речевой деятельности.
КИНЕСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
«Сухой бассейн». Для этой игры заранее необходимо подготовить прозрачную емкость (миску, банку с широким горлышком и т. п., в которую насыпать любую крупу, например, гречневую. Игру желательно проводить на полу, предварительно постелив на полу покрывало или старую простынь. Возможно большое количество вариантов данной игры, в зависимости от целей занятия. Например, игра может использоваться для формирования слоговой структуры слов, типа СГСГ ( для игры понадобятся мелкие игрушки: ваза, коза, лиса, пони, духи, боты, пума). Взрослый демонстрирует ребенку все игрушки, называя их, побуждая ребенка произнести название игрушки вместе с ним сопряженно, «отхлопывая» рукой слоговую структуру слов. Затем взрослый опускает руку ребенка в банку с крупой, показывает, как можно пересыпать крупу, объясняет ребенку: «Игрушки решили поиграть с тобой в прятки (прячет игрушки в “сухом бассейне”, найди их». Ребенок, опуская руку в «бассейн», пытается на ощупь угадать игрушку и назвать ее; либо достает и называет игрушку по вербальной инструкции взрослого.
РАЗВИТИЕ ОБОНЯНИЯ, ВКУСОВЫХ, ТЕМПЕРАТУРНЫХ И БАРИЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ
Считаем, целесообразным включить в работу помимо «традиционных» зрительного, слухового, тактильного анализаторов также обонятельный и вкусовой, что также будет способствовать возникновению устойчивых ассоциативных связей в головном мозге. Дополнительные перцептивные действия ребенка в процессе; занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) обеспечивают эмоциональный отклик детей, наполняют занятие эмоциональной экспрессией, обогащают представления о предмете или явлении, делают их более точными и полными.
В процессе развития обоняния и вкуса создается благоприятная почва для усвоения антонимических качественных прилагательных: приятный — неприятный; острый — кислый — сладкий — горький - соленый; резкий — слабый; свежий, бодрящий и др.
Можем предположить, что стимуляция мозговых обонятельных и осязательных мозговых центров, располагающихся вблизи от центров, обеспечивающих мотивацию будет способствовать ее повышению.
«Запах специй». Ребенку предлагают понюхать ваниль, кофе, анис и мяту (выбор запахов обусловлен простотой слоговой структуры их названий). Взрослый несколько раз дает понюхать ребенку один и тот же аромат, повторяя его название.
СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Развитие слухового восприятия включает: совершенствование слухового внимания, умения различать неречевые (природные, предметные) шумы и звуки; формирование фонематических процессов (слуха, восприятия, анализа и синтеза). Если ребенок не фиксирует взгляд на игрушках, целесообразно начинать коррекционную работу по развитию слухового восприятия с использования цветных повязок на голове матери, ярких, блестящих предметов одновременно со звуковым раздражителем (Кириллова Е. В., Дедюхина Г. В.).
«Покричи в банку». Взрослый продуцирует в различные стеклянные банки гласные звуки, стимулируя ребенка к повторению этого действия. Варианты: пузырьки и бутылочки с горлышками разного диаметра.
«Волшебная банка». Взрослый предлагает ребенку рассмотреть различные природные материалы: шишку, каштан, камушек, песок. Ребенку завязывают глаза, взрослый бросает предметы в трех литровую банку. Ребенок по звуку должен догадаться, что упало в банку: открыв глаза, показать соответствующий предмет (картинку, либо назвать его. В конце игры взрослый и ребенок меняются местами.
А кроме этого необходимо развивать пространственное восприятие и конструктивную деятельность, словесные игры на развитие предикативного лексикона для развития атрибутивного лексикона, формировать звук слоговую структуру слова у неговорящих детей.
1. Алябьева Е. Л. Психогимнастика в детском саду. —М. : ТЦ «Сфера», 2003. — 88 с.
2. Битова A.JI. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно- практический сборник. — М. : Центр лечебной педагогики, 1999. — Вып. 2. — С. 44-52.
3. Богина Т. И., Куркина И. Б., Сагайдачная ЕЛ. Современные методы оздоровления дошкольников. — М. : МИПКРО, 2001. —64 с.
5. Винарская Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка. - М. : Просвещение, 1987.
6. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая по- мощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. — М. : Книголюб, 2004. —104 с.
7. Вренева Е. П. Использование компьютерных технологий в работе коррекционного педагога ДОУ/Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно- практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М., 627 с.
8. Грибова О. Е. Что делать если Ваш ребенок не говорит. — М. : Айрис-пресс, 2004. — 48 с.
9. Дедюхина Г. В. Работа над ритмом в логопедической практике. — М. : Айрис-пресс, 2006. — 64 с.
10. Дедюхина Г. В., Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. — М. : Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997. - 88 с.
11. Кисилева М. В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. —160 с.
12. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. — М. : Аркти, 2007. — 80 с.
13. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. —М., 1977.
14. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвтием речи. — СПб. : Союз, 2001. — 224 с.
15. Лалаева Р. Ж., Парамонова Л. Г., Шаховская С. Н. Логопедия в таблицах и схемах. — М. : Парадигма, 2009. —216 с.
16. Ларина О. Л. Использование компьютерной программы «Восстановление речи» в процессе восстановительного обучения больных с очаговыми поражениями мозга / Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. ПШ — М, — С. 315-321.
17. Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛА- 120бЗ. — 408 с.
18. Метиева Л А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии. Сборник игр и игровых упражнений. —М. : Книголюб, 2008. —128 с.
19. Методика раннего развития Вальдорфской школы: от 0 до 7 лет / Авт. -сост. Л. И. Головина. — М. : Эксмо, I 2009. IS 224 с.
20. Могилева В. Н. Психофизиологические особенности до- школьника и их учет в работе с компьютером. — М. : Академия, 2007. — 240 с.
21. Нестерюк Т. В. Психосоматическая гимнастика. — М. : Книголюб, 2006. — 24 с.
22. Николаевский В. В. Ароматерапия. — М. : Медицина,2000. —336 с.
23. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. — М. : Теривинф, 2007. — 107 с.
24. Орлова Д. Большая книга Монтессори. — СПб. : ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК; Владимир: ВКТ, 2008. —185 с.
25. Попова Е. Ф. Использование компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с общим недоразвитием речи /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М. —С. 418-421.
26. Практическое руководство по использованию логопедического тренажера «Дельфа-142». — М., 2005.
27. Синягина Н. Ю., Кузнецова И. В. Как сохранить и укрепить здоровье детей : психологические установки и упражнения. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 150 с.
28. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е. Ф. Соботович. — М. : Классик стиль, 2003. —160 с.
29. Сударикова С. Л. Организация учебного процесса с использованием новых информационных технологий обучения. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25-27 июня 2008 года. Часть II. — М. —С. 505-510.
30. Татаринцева А. Ю. Куклотерапия в работе психолоа, педагога и логопеда. — СПб. : Речь, 2006. — 102 с.
31. Тураносов Э. Д., Тураносова Е. Н. Использование информационных технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида. /Организация и содержание образования детей с нарушениями развития. Тезисы Международной научно-практической конференции. 25—27 июня 2008 года. Часть II. — М., С. 1 531-534.
32. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л. В. Шаргоская. — М. : Теревинф, 2006.
33. Янушко Е. Л. Игры с аутичным ребенком. Установление контактов, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. —М. : Теривинф, 2004. —136 с.