татьяна доронина
Консультация для воспитателей «Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей, эстетическое развитие дошкольника, формирование базиса его личностной культуры не может быть ограничено НОД по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия искусства, окружающего мира и собственной самостоятельной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Создание условий для свободной самостоятельной деятельности детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
В процессе свободной самостоятельной изодеятельности детей каждый ребенок вправе сам выбирать для себя вид художественного творчества и изменять его в ходе необходимости. Но это не значит, что педагог только наблюдает за детьми. Он не рядом, а вместе с детьми, он сам участвует в деятельности.
Все изобразительные материалы, имеющиеся в группе должны находиться в непосредственной доступности для всех детей, в распоряжении детей должно быть как можно больше самого разнообразного материала. И совсем не обязательно, чтобы материал был в наборах, одного формата и т. д. Чем разнообразнее размер, фактура, тем лучше. Так, например, бумага может быть в клетку, линейку, упаковочная, писчая, глянцевая, бархатистая, гофрированная, полукартон и т. д. Детям могут понадобиться кусочки ткани, коробки, мелкий бросовый материал т. п. Охотно дети используют 1/6 – 1/8 альбомного листа, с удовольствием создают миниатюры из маленьких кусочков глины, пластилина. Маленькие размеры изделия вынуждают ребенка к кропотливой работе, делают движения более точными, тренируют мелкую мускулатуру рук. Но такая работа не возникает сама по себе, она требует специального руководства воспитателя.
Для того чтобы процесс был управляемым и развивающим, в сетке НОД необходимо указывать, в каком ритме и в каких сферах деятельности целесообразнее присутствовать педагогу. Кроме того, необходимо периодически демонстрировать детям новые интересные приемы работы с уже известными им материалами. Необходимость проведения этой работы вам подскажут сами дети. Как только вы заметите, что интерес к работе падает, вводите что-нибудь новенькое. Любое имеющееся у вас пособие по изобразительной деятельности с использованием разнообразных техник подскажет бесконечное множество идей. И в скорее вы убедитесь, что на какое-то время это станет одним из любимых увлечений ваших ребят.
Ежедневно просматривайте вместе с детьми все то, что удалось им сделать. Демонстрируйте при этом искреннюю заинтересованность и уважительное, деликатное и уважительное, отношение к детскому творчеству.
Положительно оценивайте инициативу ребенка независимо от полученного им результата. Поинтересуйтесь содержанием детского рисунка, поделки, назначением конструкции и т. п. в случае необходимости деликатно посоветуйте, как можно их усовершенствовать, выразите надежду видеть все это в окончательном варианте завтра или в ближайшие дни.
Вскоре вы заметите, что ваше заинтересованное отношение сотворило чудо! Все больше и больше детей станет по собственной инициативе вовлекаться в этот процесс, а значит, решена самая основная задача – у детей появился интерес к самостоятельной изобразительной деятельности.
Для развития творческих способностей детей рекомендуется в каждой группе организацию зоны самостоятельной деятельности детей.
2-я младшая группа:
o Чистая бумага, фломастеры разной толщины и цвета, акварельные краски, карандаши, восковые мелки;
o Кисти, банки для воды, салфетки, клеенки на столы;
o Пластилин или глина, стеки для моделирования, полставки для работы.
Для средней группы зона изодеятельности аналогична описанной.
Старшая группа:
К уже описанному добавляются
o Линованная бумага в клетку и в линейку;
o Клей, цветная бумага, ножницы;
o Тетради для раскрашивания и с заданиями.
Эта зона рассчитана на 3-5 работающих одновременно детей с возможностью подключения взрослого.
В подготовительной к школе группе в этой зоне появляются новые разнообразные материалы:
o Пастель, цветное соленое тесто, пластическая масса для лепки;
o Трафареты, шаблоны с геометрическими фигурами, шариковые ручки;
o Сухие листья для коллажей;
o Альбомы по искусству;
Произведения искусства можно размещать на «полочке красоты», которую надо расположить на уровне глаз ребенка, т. е. низко, и сказать им, что это полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть рассмотреть их.
При подборе материала старайтесь чередовать виды искусства. Сначала покажите подлинные произведения народного, декоративно прикладного искусства (матрешки, глиняные игрушки, деревянные игрушки и предметы быта. После народных игрушек можно показать детям книги с иллюстрациями какого-нибудь художника, затем обратиться к репродукциям произведений живописи и т. д.
Работы воспитанников по самостоятельной изодеятельности и во время НОД необходимо размещать на выставках, демонстрировать для детей других групп и родителей. Обзор уголков творчества МБДОУ д/с «Солнышко» представлен в презентации «Наше творчество».
Для констатации исходного уровня развития, поквартального сопоставления анализов мониторинга продуктивной деятельности детей, позволяющие более полно фиксировать дальнейшее продвижение или отставание каждого ребенка, все полученные данные (результаты бесед с детьми, детские рисунки и лепка) должны храниться.
Важнейшим показателем эффективности проведенной работы являются изменения в поведении детей. Если неуверенный в себе и замкнутый ребенок становиться веселым и инициативным, с удовольствием рисует и лепит, доводит начатую работу до конца и выражает желание продемонстрировать ее другим людям - значит, цель достигнута!