Татьяна Большакова
Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моей работы: Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации. Для маленького человека нет ничего важнее эмоционального благополучия — без него не сложится нормальная личность ребенка. Поэтому одной из главных задач взрослых, принимающих участие в развитии и воспитании ребенка, является обеспечение ребенку состояния эмоционального благополучия. Продолжительное время система дошкольного образования в России была ориентирована, прежде всего, на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. По мнению многих отечественных авторов, среди которых А. В. Запорожец, Л. А. Абрамян, М. И. Лисина, Т. А. Репина, эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, понимать эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. При всей кажущейся простоте, воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс, требующий от ребенка определенных знаний и определенного уровня развития. Решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения.
Публикация «Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации» размещена в разделах
Важным событием последнего года стало принятие ФГОС до. Одной из базовых ценностей ФГОС ДО, является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого малыша: физического, нервно-психического и социально-психологического. Положения ФГОС ДО, акцент делают на создании наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий, где особое внимание уделяется условиям взаимодействия педагога и ребенка.
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка – одно из важнейших условий в период адаптации к детскому саду в раннем возрасте.
Ранний возраст является особенно уязвимым для адаптации, поскольку именно в этот период ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Стоит подчеркнуть, что решающая роль в создании эмоциональной атмосферы принадлежит воспитателю, его собственному настрою, эмоциональности его поведения и, в частности, его речи, а также доброжелательное отношение к детям.
Согласно исследованиям Л. А. Абрамян, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, «эмоциональное благополучие» можно определить как устойчивое эмоционально-положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям общественного воспитания рассматривалась в исследованиях Н. М. Аксариной, Н. Д. Ватутиной, Они подчеркивают сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребенка.
Опираясь на все выше сказанное, я поставила перед собой цель - Создание эмоционального благополучия для детей раннего возраста в период адаптации; поставила перед собой задачи
-обеспечение малышу комфортных условий пребывания в ДОУ;
-забота об эмоциональном благополучии каждого ребёнка;
-формировать у ребенка позитивный образ своего «я»
-содействие личностному развитию детей раннего возраста;
-взаимодействие с семьёй для полноценного развития ребёнка.
Как начинающий специалист, планируя свою работу в адаптационный период, я стремлюсь не только научить чему-то нужному детей, полезному, но и тому, чтобы каждому ребенку в группе было по-настоящему весело и радостно, чтобы всегда его ожидали хорошие события в течение всего дня. Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребёнок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые мои контакты с ребенком контакты помощи и заботы. Основная моя задача как педагога - заслужить доверие ребенка.
В период адаптации прежде всего, я налаживаю совместную работу с родителями. Знание об индивидуальных особенностях детей, их темпераменте, о предпочтениях и вкусах, помогает мне лучше наладить взаимодействие с ребенком с первых дней его пребывания в ДОУ. Для этого, еще до поступления ребенка в детский сад проводится анкетирование родителей. Анкета- «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?».
Использую опросники для того чтоб лучше узнать особенности и желания ребенка – для создания благоприятных условий его развития. В период адаптации я учитываю : все индивидуальные привычки ребёнка и сохраняю привычные для ребёнка воспитательные приёмы.
Во время адаптационного периода помимо анкетирования родителей, проведения опросов выпускала буклеты-памятки с краткими рекомендациями по сопровождению процесса адаптации ребенка :
1 как вести себя с детьми
2 как не надо себя вести
3 что делать, если ребенок плачет при расставании
Буклеты родители могут взять с собой, чтоб спокойно почитать дома, обдумать, показать другим членам семьи.
Наилучшем образом адаптация проходит с участием мамы ребенка. Это способствует преодолению стрессовых состояний у детей, снижению, тревоги, агрессии; развитию навыков взаимодействия детей друг с другом; развитию речевой активности; игровых умений и навыков.
Дальнейшее знакомство с семьей продолжаю в процессе индивидуальных встреч, где я стараюсь установить доброжелательные партнерские взаимоотношения с родителями и с самим ребенком.
Для формирования эмоционального контакта и доверия детей к воспитателю и общения детей со сверстниками, я использую различные приемы взаимодействия с детьми Ежедневно организовывала игры, на сплочение группы, чаще всего это хороводные игры.
Например, «Иди ко мне», дети стоят в кругу, я маню к себе ребенка, иди ко мне Сашенька, обнимаю, ах, какой хороший, Саша пришел! Повторяю с каждым ребенком,
или также сидя в кругу, дети передают друг другу колокольчик при этом называют свое имя.
Так же использую различные игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. (Полетаем как птички, попрыгаем как зайчики и тд)
С помощью игр быстро переключается внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, таким образом, объединяет детей и создает положительный эмоциональный настрой для этого.
Я использовала в работе приемы, которые позволяли затормаживать отрицательные эмоции малышей :
- игры с песком и водой: «Ловись рыбка», «Плыви кораблик», «Печем пирожки», «Вымоем машину».
- рисование фломастером, красками.
- это слушание спокойной музыки
- и это смехотерапия. Для этого используются игрушки забавы, игры инсценировки, приглашаются в гости зайчики, лисички, собачки и др
-Чтение детям поэзии, произведений устного народного творчества оказывает положительный эффект. В отличии от обычной речи, стихи обладают ритмом и благотворно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Правильно подобранный репертуар помогает погасить в малыше отрицательные эмоции.
С помощью фольклора я легко устанавливаю контакт с ребенком. Элементы фольклора можно подобрать на все случаи жизни.
Маленькие песенки потешки помогают в проведении режимных моментов.
Большую роль в период адаптации детей я уделяла созданию развивающей предметно пространственной среды в группе, которая способствовала снижению стресса у детей, обеспечивала их комфортное состояние.
Предметно - развивающую среду я создавала по таким характеристикам:
- разнообразие (наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, организации двигательной активности);
- оптимальная насыщенность (без чрезмерного обилия и без недостатка);
- стабильность (материалы и пособия имели постоянное место);
- доступность (исключали высокую мебель и закрытые шкафы);
- эмоциогенность (среда яркая, привлекающая внимание ребенка, вызывающая положительные эмоции);
Также, в процессе адаптации, приветствовалось, когда дети приносили с собой из дома любимые игрушки, иногда чашку и тарелочку, которой пользовались они дома.
Маленькие дети очень привязаны к маме. Ребенку хочется, чтобы мама все время была рядом. В группе имеются фотоальбом детей и их родителей, что бы малыш мог в любой момент увидеть своих близких и не тосковал вдали от дома, так же есть уголок «Позвони маме», массажные мячи – «ёжики» для рук помогут ребёнку снять мышечное напряжение и успокоиться
В групповой комнате размещается мягкая мебель: диван, кресла, где ребенок может побыть один или поиграть с любимой игрушкой, просто отдохнуть. Рядом с «Уголком тишины» располагался книжный уголок, где находятся любимые сказки и рассказы, карандаши для рисования.
В результате проведенной работы мной была разработана картотека хороводных игр для детей. Хороводные игры помогают создать хорошее настроение, способствуют проявлению двигательной активности, учат выполнять слаженные движения, снижают импульсивность и помогают детям адаптироваться и найти новых друзей в группе.
Так же разработана:
- картотека подвижных игр,
-картотека потешек в режимных моментах
-картотека прогулок
Стало уже традицией организация выставок совместных работ детей и родителей – «Времена года», «Любимые праздники» которые так же способствуют созданию атмосферы тепла, эстетическому восприятию действительности и хорошего настроения у себя и своих детей.
На завершающем этапе своей я проанализировала адаптационные листы, и пришла к выводу что, дети легко прошли адаптационный период. Это достигнуто за счет моей заинтересованности в работе по улучшению эмоционального благополучия детей и просветительской работе с родителями.
Хотя я работаю с малышами, но я и их стараюсь привлекать к участию в различных конкурсах, трое моих воспитанников получили дипломы за участие в 1 всероссийском конкурсе творческих работ «Моя семья и я».
Своим опытом работы по. я поделилась с педагогами групп раннего возраста проведя консультацию по теме «Создание благоприятных условий для эмоционального благополучия ребенка в период адаптации»
В заключении хочется сказать, что основная задача создания эмоционального благополучия детей в адаптационный период- наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду. Ведь именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности в дальнейшем.
Успешная адаптация - это залог физического и психологического, в том числе эмоционального благополучия ребенка. Мои малыши с радостью и много говорит о детском саде, спешит в группу т. к у них есть там друзья и куча неотложных дел поэтому я могу считать, что адаптационный период закончился.