Башкирова Галина Викторовна
Современные технологии развития связной речи воспитанников с ОВЗ младшего школьного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Современные технологии развития связной речи воспитанников с ОВЗ
младшего школьного возраста.
Стратегическая цель российской образовательной политики – формирование достойной жизненной перспективы для каждого ребенка в соответствии с его возможностями и особенностями, предоставление равных стартовых возможностей для получения образования каждому ребенку, в том числе и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Современные технологии развития связной речи воспитанников с ОВЗ младшего школьного возраста» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные медико психолого педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования указывает на создание необходимых условий для лиц с ОВЗ, которые включают использование специальных образовательных программ, пособий и дидактических материалов. ФГОС является нормативным правовым актом РФ, устанавливающим систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, где обучаются и воспитываются дети с ОВЗ. Наибольшую категорию детей с ОВЗ составляют дети с нарушениями речи.
Речь является средством общения, служит орудием интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения) и выполняет познавательную и созидательную функции. К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с ОВЗ имеют барьеры в процессе общения, т. к. они испытывают затруднения при подборе слов, построении предложений для диалога, не умеют пользоваться выразительными средствами речи, что в целом и характеризует специфику интеллектуального нарушения. Именно поэтому формирование устной речи как средства коммуникации выступает в качестве ведущей задачи коррекционного обучения.
Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет.
С изменением системы образования возникла необходимость уделять особое внимание речевому развитию детей. А начинать необходимо с дошкольного возраста, так как это начальная подготовка, которая закладывает основу для дальнейших успехов в освоении наук.
Данная проектная работа включает в себя материал, раскрывающий особенности речевого развития у воспитанников с ОВЗ, содержание работы с детьми данной определенной группы по речевому развитию, показано обоснование необходимости разнообразия образовательного процесса посредством выбора современных педагогических технологий, методов и приемов.
Особенности речевого развития у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. У таких детей очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы, особенно глубоко нарушено мышление.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект произношения по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и прочее. Чаще всего уровень психического недоразвития ребенка отражается на развитии его речи. У некоторых детей, казалось бы, богатый словарный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято говорить о пустой, эхолаличной речи.
Таким образом, у детей с ОВЗ отмечается недоразвитие речи, которое характеризуется нарушением всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, а также ограниченностью и бедностью словаря. У этих детей оказывается несформированной не только сама речь, но и ее предпосылки: у них не развиты ориентировочные действия, не сформирован интерес к окружающему, не развита предметная деятельность. Все эти важные факторы лежат в основе развития смысловой стороны речи, а также ее грамматического строя. Кроме того, у этих детей нет потребности в общении и не развиты доречевые средства общения; не сформированы слуховое внимание и восприятие, фонематический слух и артикуляционный аппарат, обеспечивающие становление звуковой стороны речи.
Характеризуя состояние речевого развития у детей с ОВЗ необходимо сразу же отметить, что дети с ОВЗ без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связанного высказывания.
Своевременная и целенаправленная работа по развитию речи у детей с ОВЗ способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению программы, улучшению межличностного общения и для дальнейшей успешной социальной адаптации.
Содержание работы по речевому развитию воспитанников с ограниченными возможностями.
Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется изменением содержания и педагогических технологий работы по развитию речи детей.
Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности, через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи, математики, конструирования и другие.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня, поэтому приемлема личностно-ориентированная, индивидуальная форма работы.
Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Необходимо вести коррекционную работу с детьми по речевому развитию в нескольких направлениях:
создание предпосылок речевого развития;
развитие основных функций речи : коммуникативной функции, познавательной функции и функции регуляции деятельности;
формирование грамматического строя речи;
ЗКР, обучение элементам грамоты;
развитие связной речи и речевого общения;
ознакомление с детской литературой.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы :
использование особого речевого режима специалистом: четкая, разборчивая речь без резкого повышения голоса, необходимое число повторений;
контролирующая помощь со стороны взрослого, для детей с усиленным слюнотечением, для формирования у ребенка устойчивой привычки контролировать слюнотечение;
учет во время занятия состояния эмоционально-волевой сферы ребенка;
умение адаптировать объём и характер учебного и игрового материала, творческих работ к возможностям каждого ребёнка на данный момент;
выполняя творческую работу, оказывать необходимую помощь, для создания ситуации успеха, формирования умения завершенности действий;
переключение детей с одного вида деятельности на другой, разнообразие видов занятий, для предупреждения быстрой утомляемости;
умение вызвать интерес к деятельности и поддерживать хороший эмоциональный настрой детей с использованием красочного дидактического материала, игровых, сюрпризных моментов, выстраивания доверительных взаимоотношений, оказание внимания к ребёнку, поощрение его малейших успехов.
Итак, влияние речевого дефекта на процесс формирования личности ребенка можно значительно ослабить или свести к нулю, если начать раннюю коррекцию - необходимо не столько исправлять речь, сколько формировать ее, направляя в нужное русло, стимулируя положительные проявления и затормаживая отрицательные. В результате можно добиться полной компенсации речевого недоразвития еще до поступления ребенка в школу.
Современные технологии развития связной речи у воспитанников с ОВЗ.
В работе с детьми необходимо большое внимание уделять речевому развитию и найти эффективные игровые технологии речевого развития детей.
Понятие «игровые технологии речевого развития» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников. Такими средствами являются технологии речевого развития. Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии :
Моделирование,
Мнемотехника,
Артикуляционная и пальчиковая гимнастика,
Логоритмика,
Сказкотерапия (Сочинение детьми сказок,
Технология ТРИЗ
Моделирование
Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.
Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании, средства внутри текстовой связи.
На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.
Моделирование может являться составной частью каждого занятия.
Методы моделирования:
1. Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений)
2. Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)
3. Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).
Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.
Мнемотехника
Мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение.
Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).
Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Мнемотаблицы используют для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа, строится от простого к сложному.
Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая мнемотаблица.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников – чёрно - белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики
Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.
Логоритмика
«Логоритмика» в развернутом варианте звучит как «логопедическая ритмика», то есть устранение недостатков речи с помощью движений. Проще говоря, любые упражнения, сочетающие в себе речь и ритмичные движения, и есть логоритмика. Во время таких упражнений развивается правильное речевое дыхание, формируется понимание темпа, ритма, выразительности музыки, движений и речи, умение перевоплощаться и выразительно двигаться в соответствии с выбранным образом, проявляя и развивая тем самым свои творческие способности.
Сказкотерапия
Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:
Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.
Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.
Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей.
Обучение преодолению страхов и трудностей.
Развитие способности к грамотному выражению эмоций.
Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:
«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);
«Что будет, если. (сюжет задает воспитатель);
«Изменение характера персонажей (сказка на новый лад);
«Введение в сказку новых атрибутов, героев».
ТРИЗ технология
Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.
Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания предмета или явления.
Технологии ТРИЗ как средство развития связной речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Особую роль для детей с недоразвитием речи имеет заложенный в организованной образовательной деятельности мотив. Причем роль мотивации в деятельности ребенка, по мнению Леонтьева А. А., Воробьевой В. К. и др. не сводится к функции запуска, активации, т. е. некого психологического побудителя речи. Вот задачи, которые необходимо решать педагогу в работе с детьми в группе детского сада с компенсирующей направленностью.
Методы ТРИЗ как раз и становятся “пусковым” механизмом в становлении речи детей с речевым недоразвитием, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.
Так метод фокальных объектов способствует активизации и пополнению словаря, помогает уточнять семантическое значение слов. Мозговой штурм является средством формирования диалогической речи. Морфологический анализ способствует навыкам согласования и управления слов в фразе, связной монологической речи. Упражнения с кольцами Луллия в подготовительной логопедической группе для индивидуальных и подгрупповых заданий на коррекционном занятии, способствует обогащению словарного запаса детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей с недоразвитием речи.
Например, игра "Мои друзья", которая может проводиться с четырех лет, способствует формированию обобщающих понятий. Педагог дает детям, у которых есть наборы картинок, различные задания аналитико синтетического характера: «Мои друзья те, что могут перевозить грузы по воздуху…»
Развитие связной речи в процессе решения творческих изобретательных задач осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе задания даются не как форма, а как поиск истины и сути. Ребенка подводят к проблеме многофункционального использования объекта. Например: мяч как можно использовать предмет?
Игра “Поиск аналогов”, не только развивает аналитико синтетические операции мышления детей, но и диалогическую связную речь. Детям необходимо назвать объект и как можно больше его аналогов, сходных с ним по различным существенным признакам. Например: мяч — яблоко (форма).
Следующий этап – это «тайна двойного» или выявление противоречий в объекте. Например, игра “Хорошо–плохо” — берется объект, не вызывающий у игроков стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Например: шарф — мягкий, теплый, красивый… колется, можно зацепиться, рвется… Игра может проводиться с младшего дошкольного возраста.
Следующий этап – разрешение противоречий. Для разрешения противоречий существует целая система игровых и сказочных задач. Например, задача: «Как можно перенести воду в решете?» А также игра “Поиск общих признаков”, когда берутся два объекта, далеко отстоящие друг от друга на смысловой оси, необходимо найти для них как можно больше общих признаков (например, мост и скрипка). Или игра “Поиск противоположного объекта”, в которой у детей формируется навыки построения предложно падежных конструкций, когда детям необходимо назвать объект и как можно больше других объектов, ему противоположных. Например: снег — шерсть (холодный — теплая, уголь (белый — черный, металл (легкий — тяжелый, камень (мягкий — твердый) и т. п.
На этапе изобретательства основная задача: научить детей искать и находить свое решение. Например, придумайте новую игрушку и др. А игра “Выбери троих” учит не только искать логические связи между выделенной задачей и выбранным объектом и субъектом из пяти случайных слов, но и составить связный рассказ о том, для чего они нужны и как могут взаимодействовать.
Следующий этап работы в технологии ТРИЗ – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методов.
Так игра “Точка зрения” (автор — И. Л. Викентьев) — направлена на развитие связной монологической речи. Детям необходимо описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов — ее участников или свидетелей. Среди свойств объекта надо найти отличающие его от других и определяющие его специфическую точку зрения на события. Например: рассказ от имени мелка, лежащего в коробке; от имени шкафа, где лежит мелок; от имени девочки, которая нашла мелок в шкафу.
Эффективной в этом случае является игра «Оживление предметов», когда детям по аналогии с известными сказками Андерсена, К. И. Чуковского и т. п., предлагается сочинить сказку о любом предмете, например, о блюдце, пуговице и т. д.
А игра «Сказка наизнанку» состоит в перевирании сказки или в выворачивании наизнанку сказочной темы. Детям предлагается поменять характер героев и рассказать, как изменятся герои, их характер, поступки, каким станет сюжет сказки.
На последнем этапе, опираясь на полученные знания, интуицию, используя оригинальные решения проблем, ребенок учится находить выход из любой сложной ситуации. Дети ставятся и в экспериментальные ситуации, где необходимо быстро принимать решения.
Наиболее трудной в работе с детьми с недоразвитием речи является задача развития связной монологической речи. Особый интерес вызывает составление рассказа по сюжетной картине, т. к. его подготовка и проведение является одним из самых трудных как для детей, так и для педагога. Сначала необходимо определить состав картины, обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Чем больше предметов будет выделено, тем большим количеством подробностей будет наполнен рассказ и тем большее количество вариантов рассказа можно будет придумать. В данном случае используются приемы «Подводная лодка», «Фотографы», «Снимаем кино», «Подзорная труба», которые активизируют внимание детей, повышают интерес к занятию. Далее устанавливается взаимосвязь между объектами, изображенными на картине. Используются игры «Царица стрелок», «Логические цепочки». Также можно провести игру «Знатоки». Детизнатоки должны представить несколько версий одного объединения. Каждая версия принимается. После этого, необходимо преобразовать выбранный объект во времени; учить составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. Картина рассматривается детьми как остановившийся миг. Используя преобразование объектов во времени, мы оживляем картину, и некоторые события, поступки персонажей становятся понятными для детей, а рассказ наполняется интересными подробностями, появляются новые смысловые звенья. Далее необходимо создать опорную схему, в которой воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий. И в итоге осуществляется составление рассказа с опорой на схему. Применение данной технологии дает детям возможность создавать несколько вариантов рассказа в рамках одной организованной образовательной деятельности путем: перемещения событий во времени, изменения эмоционального состояния героев рассказа; варьирования главных и второстепенных героев; включения в рассказ описания ощущений главных персонажей; усиления образности; введения элементов творческого рассказа.