Елена Кибардина
Современные технологии развития связной речи у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Монологическая речь, то есть довольно продолжительное высказывание одного человека на тему, требует предварительной подготовки. Поэтому построение устных связных высказываний обычно начинается с мотива, то есть с возникновения желания о чем-то рассказать другому человеку или группе людей. Затем в уме составляется примерный план этого развернутого высказывания, и только после этого человек начинает излагать свои мысли вслух. Правда, многие люди не планируют своих высказываний и говорят «бездумно», нередко даже сами не зная, о чем и зачем, лишь бы что-то говорить. Но только вряд ли их любят слушать…
Публикация «Современные технологии развития связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сейчас мы говорим о развитии у ребенка не «бездумной», а связной речи, которая строится по определенным правилам и к которой предъявляются вполне определенные требования.
Целенаправленную работу над развитием у ребенка монологической речи принято начать с пятого года его жизни. И начинать ее нужно с формирования мотива высказывания, то есть желания о чем-то рассказать. Но для возникновения такова желания ребенок прежде всего должен слышать интересные и красочные рассказы взрослых, которые могли бы служить ему образцом для подражания и побуждали его к собственному рассказыванию.
Следующим важным моментом является обучение ребенка составлению плана предполагаемого рассказа. Школьников специально учат составлять письменный план изложения или сочинения, которого потом обязательно нужно будет придерживаться. С детьми дошкольного возраста такой план составляется устно благодаря наводящим вопросам взрослого. Прежде чем ребенок после появления у него мотива высказывания начнет свой рассказ, его нужно обязательно спросить, о чем он собирается рассказать сначала, о чем потом и чем думает закончить свой рассказ.
При составлении сюжетных рассказов, в которых имеется развитие действия, во время составления плана нужно обязательно предусмотреть правильную последовательность событий с учетом причинно-следственных связей. (Например, если ребенок не пошел в детский сад потому, что был у врача, то с начала нужно рассказать о тех событиях, которые привели его к необходимости посещения врача, - простудился, ушибся во время катания на горке и прочее.) Если в процессе рассказа ребенок будет отклоняться от намеченного плана, то нужно напомнить ему об этом плане и вернуть к прерванной мысли. После нескольких таких упражнений на разных по содержанию рассказах ребенок усвоит общую логику их построения, что поможет ему перенести этот опыт и на все другие составляемые им в дальнейшем рассказы.
При работе над составлением сюжетных рассказов важно учитывать, что дети легче овладевают построением отдельных предложений, чем согласованием их между собой. Нередко ребенок правильно строит каждое из двух предложений, но нарушая грамматические нормы при их согласовании, например: «Дети строили снежную крепость. Он строил ее несколько дней». Каждое из этих предложений в отдельности построено правильно, но между самими предложениями нет согласования действующих лиц в числе, поскольку в первом предложении говорится о нескольких детях, а употребленное во втором предложении местоимение «он» «замещает» только одно лицо.
Еще труднее детям бывает согласовывать отдельные части всего рассказа. Так, не закончив одной мысли, они не редко переключаются на другую, нарушая при этом последовательность событий во времени и причинно-следственные связи между ними. Поэтому исследователи детской речи и говорят о том, что построению целого текста ребенка нужно учить специально, как мы учим его и грамотному построению предложений. Ребенок должен научиться мысленно, представлять себе весь рассказ, его общую последовательную структуру, чтобы потом в той же самой последовательности излагать свои мысли. Можно помочь ему в этом такими вопросами: «О чем ты хочешь рассказать сначала? А о чем после этого? Чем ты хочешь закончить свой рассказ?»
В работах многих авторов (В. К. Воробьевой, Л. И. Ефименковой, Н. С. Жуковой и других авторов) предлагаются методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов (предметные картинки, стимульных символов, из которых составляются схема предложения и план рассказа (мнемотаблица).