Ольга Ряжинова
Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения
▼ Скачать + Заказать документы
Богатство литературного опыта оказывает непосредственное влияние на развитие личности ребёнка. Чтение веками служило средством становления личности, раскрытия потенциальных духовных возможностей человека. Читательская культура лежит в основе социального, познавательного, коммуникативного, художественно-эстетического и в целом – духовного развития ребёнка. Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для реализации цели предполагается решение следующих задач : «формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса»
Публикация «Современные проблемы литературного развития дошкольника и возможные пути их решения» размещена в разделах
Вместе с тем, на сегодняшний день существуют ярко выраженные противоречия между значимостью чтения как способа освоения культурно-исторического опыта и утратой его ценности, как в культуре детей, так и в читательской культуре взрослых.
Результаты исследования среди дошкольников свидетельствуют о крайне низком рейтинге чтения книги и занимают лишь 5-е место среди других интересов ребёнка. Более высокий рейтинг занимают такие формы детской занятости, как игры на компьютере (1-е место, просмотр телепередач и видеофильмов (2-е место, сюжетно-ролевые игры со сверстниками (3-е место, использование игровых приставок (4-е место).
Очевидно, что детские предпочтения в выборе деятельности для заполнения свободного времени сыграли не последнюю роль в определении места и роли книги в образовательном процесс современного детского сада. Поэтому в содержании литературных центров (книжных уголков) в группах детского сада в последнее время все большее место занимают книги познавательной направленности – детские энциклопедические издания, рассказы познавательного содержания.
Однако художественная литература – это прежде всего вид искусства, выполняющий эстетическую и нравственную функцию в жизни общества.
Природа и сущность искусства находят отражение в его эстетической и гедонистической функциях. Литература как вид искусства призвана показать читателю действительность с новой, необычной позиции, которую предлагает автор, удивить необычностью авторского восприятия.
Гедоническая функция искусства предполагает переживание бескорыстного духовного наслаждения от общения с книгой, от совместного с героями произведения «проживания» событий, описанных автором, от эмоционального соучастия в них.
Для воспитания интереса к книге у детей старшего дошкольного возраста принципиально важной становится нравственная (воспитательная) функция художественной литературы, которая способствует становлению духовного мира маленьких читателей
Для воспитания интереса к чтению в соответствии с деятельной природой дошкольника особое значение будет иметь активное включение литературного опыта ребёнка в его творческую деятельность, в частности, в театрализованную игру.
Таким образом, в качестве важнейших факторов воспитания у детей интереса к книге можно рассматривать усиление эстетической и нравственной функции литературы посредством отбора произведений и организации процесса литературного развития ребёнка в детском саду.