Любовь Башманова
Консультация «Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденции к изменению традиционного авторитарного воспитания и обучения в направлении к гуманистическому, личностно-ориентированному. В этой связи можно видеть рост интереса со стороны педагогической общественности к психологической проблематике, к обсуждению проблемы интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательную среду и создании новых технологий для работы с такими детьми.
Публикация «Консультация „Проблемы социальной адаптации детей с задержкой психического развития, способы и пути интеграции в среду“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную жизнь. Современная жизнь требует от детей, идущих в школу, хорошо ориентироваться в окружающем мире, творчески мыслить, уметь излагать свои мысли, читать и считать. В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений, и результаты полученного в этот период опыта в немалой степени зависят от педагогов. Поэтому важно правильно построить процесс подготовки ребенка к школе и его взаимодействие со сверстниками.
Как показывает практика, дошкольники с ЗПР из-за низкого уровня общего и речевого развития испытывают трудности в общении, поддержании диалога, в получении нужной информации, в разрешении конфликтных ситуаций. Детям сложно наладить отношения в детском коллективе, они не умеют вместе со сверстниками играть, трудиться, выполнять поручения и т. д. Способность к сотрудничеству недостаточна, действия индивидуальны. Вследствие этого они не редко оказываются в изоляции, из-за чего испытывают эмоционально-личностный дискомфорт. У дошкольников с проблемами в развитии наблюдаются нарушения поведения и трудности в контактировании как со сверстниками так и с взрослыми. Проявление эмоций часто неадекватно: от повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности до заторможенности, застенчивости, робости и выраженного негативизма. Коррекция нарушений является необходимым условием реабилитации ребенка и максимально возможной адаптации его в окружающем мире. Учитывая полиморфный и разновозрастной состав воспитанников группы компенсирующей направленности для детей ЗПР, педагоги детского сада взяв за основу программу С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития», рассчитанную только на дошкольников с ЗПР, без учета сопутствующих диагнозов, разработали индивидуальные коррекционно-развивающие программы, опираясь на которые идет планомерная целенаправленная работа по коррекции общего, речевого развития и подготовки к школе, связи с социумом и культурой как источником развития.
Формирование полноценных доброжелательных отношений между дошкольниками с ЗПР основывается на адекватных представлениях о правилах взаимоотношений, сформированном умении находить адекватные способы выражения отношения к сверстникам, которые при определенных условиях перерастают в реально действующие мотивы и побуждают детей к социально ценностному поведению по отношению к сверстникам.
Дети не только усваивают значение запрещающих и разрешающих социальных норм, соблюдающихся и применяющихся в отношении близкого социального окружения, но и лично принимают их при помощи эмоционального переживания, понимают в более широком общечеловеческом значении. Дошкольники знают, что: «Драться с детьми, взрослыми знакомыми и незнакомыми, значит причинять боль, огорчение, слезы, обиду. Дружить с детьми и взрослыми, значить доставлять им радость». Педагоги детского сада создают оптимальные условия для коррекции отклонений в развитии речи и всестороннего гармоничного развития малышей, условия, которые помогают детям использовать все компенсаторные возможности и реализовать потенциал, заложенный в них природой. Это достигается за счет модификации всего комплекса коррекционно-развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития детей данного контингента с включением выравнивания речевого и психического развития. При правильной организации коррекционной работы и опорой на сохранные функции, за время пребывания в МБДОУ, развитие ребенка часто достигает нормы и дальнейшее обучение уже происходит в классе коррекции. В связи с переходом на личностно ориентированную модель взаимодействия с ребенком, признается приоритет семейного воспитания над общественным. Никакая, даже самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости совместной работы с родителями, вызванной заботой об индивидуальном развитии ребенка, от которой выигрывают все стороны педагогического процесса, а дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего учатся, играют и имеют гораздо меньше конфликтов.
И в заключении хочется отметить, что только комплексный подход всех специалистов дошкольного образовательного учреждения, родителей помогает сформировать у дошкольников с задержкой психического развития модель правильного поведения в детском коллективе, дает возможность не только преодолеть имеющийся дефект, но и способствует развитию всей познавательной деятельности, эмоциональной сферы, подготавливает детей к школе. Однако, в процессе школьного обучения, к сожалению, многие наши выпускники переводятся на домашнее обучение, из-за отклонений в поведении.