Ольга Кривец
Эссе «Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения»
▼ Скачать + Заказать документы
Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения
Делай только то, что духовно поднимает тебя, и будь уверен, что этим самым ты более всего можешь быть полезен обществу.
Л. Н. Толстой
Я, Кривец Ольга Сергеевна 1979 года рождения, русская по национальности, в 2004 году закончила Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М. А. Шолохова по специальности методист организатор дошкольного образования, специальный психолог. Ещё со школьной скамьи я вела воспитательную работу, помогая учителям начальных классов в качестве вожатой. С 1-го по 11 класс была старостой класса. На летней практике помогала маме в детском саду.
Публикация «Эссе „Возможности деятельности молодого педагога-психолога в современных условиях образования: проблемы, пути их решения“» размещена в разделах
Все это и утвердило меня в правильности моего выбора: я решила стать педагогом-психологом. Многим кажется, что «учиться на психолога» и «быть психологом» - это близкие понятия. Но это не так. Учение – это процесс самоорганизации, который включает и удовольствие, и напряжение, и умение учиться, а вот способность и умение учить других требует профессиональных знаний, опыта и мастерства. За время обучения в университете, где были горести и радости, трудности и победы, мне удалось почувствовать уверенность в себе, в своих действиях, осознать цели и задачи выбранной профессии. «Легко ли быть психологом?» - однозначно трудно, но, на мой взгляд, эта миссия выполнима, так как есть люди, способные учить, развивать и воспитывать Человека. Ибо, по словам педагога В. А. Караковского: «Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога-психолога».
В 2004 году я, окончив Московский Государственный Гуманитарный Университет им. М. А. Шолохова, сразу же устроилась работать воспитателем в Отрадненский детский дом, Краснодарского края. Затем перешла на должность педагога-психолога там же. Переехав в город Майкоп, с 9 декабря 2014 года работаю в МБДОУ № 22 «Жемчужинка», педагогом-психологом.
Как же обстоят дела в современном российском образовании? Школа и детский сад, колледж и вуз непрерывно модернизируются, но именно в последние годы наблюдаются последовательные и глобальные новшества: ЕГЭ, профильное обучение, предшкольное образование, ФГОС. Образовательные инновации всегда сопровождаются потенциальными рисками, а психологи способны и обязаны протянуть руку помощи в ситуации инновационного развития детскому саду, школе, вузу. Психологическое сопровождение родителей и воспитателей, самих детей важно и необходимо на всех этапах пребывания ребенка в детском саду - от адаптации до «кризиса 7 лет». Профессия педагога-психолога - это высокая миссия, предназначение которой – сотворение и самоопределение личности, утверждение человека в человеке. Психолог становится психологом, если ему удается построить свою систему взглядов на профессию, открыть для себя ее смысл.
Часто бывает так, мысли есть, а слова, которые должны раскрыть их не идут. Но постараюсь, быть откровенной и искренней.
Наверное, только с опытом и годами начинаешь по-другому осмысливать происходящее. Но как же быть молодому педагогу? Да, иногда и не хватает на это времени, потому, что ежедневно хотим мы того, или не хотим, перед нами встают неотложные дела, обязанности. Бывает трудно их выполнить сразу, одновременно все, да это и невозможно. Иногда, кажется, что решить их должна «Я одна». Но это, конечно, не так: «Один в поле не воин». Всегда есть рядом те, кто поможет и подскажет. Мне повезло. Повезло, что есть рядом опытные, творческие руководители – заведующая МБДОУ № 22 Плахова Марина Семеновна, старший воспитатель Фахритдинова Татьяна Александровна, которые являются инициаторами всех наших инноваций, участий в конкурсах, творческих проектов.
Думаю, что в современном дошкольном учреждении быть педагогом-психологом нелегко даже и опытному педагогу. Главное, чтобы было желание покорять детские сердца, зажигать огонь в их глазах, учить любить людей и мир вокруг. Тогда педагог-психолог получит заслуженную любовь, уважение со стороны ребят и их родителей.
В этом и есть моё высокое предназначение – помочь педагогам и родителям понять, принять ребенка таким, какой он есть, не пытаясь воплотить в нем свои несбывшиеся мечты и надежды. Ребенок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он самостоятельная личность, у него своя судьба. Взрослые временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребенке все лучшее, талантливое и способное. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Задумайтесь, насколько порой ребенку живётся труднее, чем взрослому! Он ещё не знает, что в жизни «всё происходит», и оттого обострённее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих. Ребёнку труднее регулировать и удовлетворять свои желания, он ещё не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию. Помочь детям понять, кто есть кто, понять себя – тоже непросто. И если мне это удаётся, я говорю себе, я – психолог, я – педагог и я горжусь этим!
«Я люблю дело, которым я занимаюсь. Я люблю делать то дело, которое люблю!»
Профессия педагога-психолога для меня :
• способ самовыражения;
• занятие, которое приносит чувство собственной значимости и удовлетворенности от выполненной работы;
• профессия, через которую я осуществляю свою миссию и предназначение;
• профессия как форма самопознания;
• профессия, которая, позволила изменить взгляд на многие события моей собственной жизни;
• профессия, которая дает мне силы для жизни и тяжелых испытаний судьбы;
• профессия, которая позволяет мне быть рядом с теми, кого я люблю;
• профессия, которая позволила мне мой недостаток, как я думала раньше, превратить в достоинство, и значимое профессиональное качество (эмпатия, чуткость и доброта); перфекционизм
У Германа Гессе есть замечательное изречение:
«Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе, найти собственную, а не любимую судьбу, и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо».
«Здравствуйте, дети!» – и детские взоры устремляются в мою сторону. Эти маленькие детские сердца радуются моему появлению, они спешат ко мне на встречу. Я дарю им свою улыбку, мне в них все нравится. Они протягивают ко мне свои ручонки, им важно ощутить теплоту моих ладоней, моей души. И я счастлива. Шагая в ногу со временем, внедряя инновационные методы, молодые педагоги-психологи вершат будущее