Наталия Чеботарь
Современные инновационные интерактивные решения и их применение в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современное образование невозможно себе представить без информационных ресурсов. В настоящее время основная задача развития ИКТ в ДОУ – процесс объективный и неизбежный, предполагающий активное использование современных технологий во всех направлениях работы ДОУ: в методической работе, воспитании и обучении, взаимодействии с родителями воспитанников. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
Публикация «Современные инновационные интерактивные решения и их применение в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Какие же основные направления развития ИКТ в работе дошкольного учреждения?
•Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. Это различные компьютерные «игрушки» : развлекательные, обучающие, развивающие, диагностические игры. В этом случае компьютер может осуществлять функцию контроля за выполнением задания, информировать педагога об успехах каждого ребенка.
•ИКТ как средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении ими новых знаний. С помощью мультимедийных технологий можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (использование интерактивных панорамных фильмов для совершения экскурсий в музеи или заповедники).
•Включение ИКТ в комплексные (интегрированные) занятия и досуговую деятельность. Использование компьютерных презентаций в работе обеспечивает единство познания, творчества, игры, способствует освоению разнообразной информации, развитию познавательных процессов, творческих способностей детей.
•Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр.
Какие формы использования ИКТ может применять педагог в своей работе:
• Подбор иллюстративного, познавательного материала при подготовке к занятиям, оформление родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек.
• Создание презентаций для повышения эффективности непосредственно образовательной деятельности, так как использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста, педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
Гармоничное соединение ИКТ с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями будет способствовать значительному повышению эффективности обучения, формированию целостности восприятия изучаемого материала. Использование компьютерных технологий будет представлять собой не отдельно взятые занятия (где компьютер представлен единственным источником получения информации, а целостную взаимосвязанную, специально организованную систему.
Соответственно при грамотном использовании технических средств, правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.
В своей работе я широко использую игры и игровые упражнения, разработанные на основе медиатехнологий. Преимущество собственных разработок в том, что их можно включить в любой этап мероприятия, при объяснении нового, повторении и закреплении материала. Необходимые условия этих игр: наличие «феномена удивления», раскрепощение детей, вариативность, интерактивность. По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом преимуществ:
- Предъявление информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.
- данные технологии позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника и другие неожиданности, и необычные эффекты).
В работе с дошкольниками я использую в основном развивающие, реже обучающие игры: «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «Чьи следы», «Зимующие и перелетные птицы», «Дополни геометрические фигуры до предмета», «Остров арифметики», «Баба Яга учится считать», «Маша и медведь» и т. д. Презентации: «Все работы хороши», «Из истории телевидения», «Волшебница зима», «Зимние развлечения», На севере дальнем», «Весна пришла», «Спорт – это жизнь» и т. д.
Как показала практика, на занятиях с использованием ИКТ дети активны. На фоне положительной эмоциональной атмосферы на занятиях повысился интерес к изучаемому материалу, за счет высокой динамики эффективнее проходит усвоение материала, тренируется внимание и память, активно пополняется словарный запас, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
-ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения.
-Информатизация образования - это большая область для проявления творчества педагогов, побуждающая искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
-Применение ИКТ в ДОУ возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне.
Использование ИКТ позволяет создать большое количество коммуникативных упражнений, которые можно использовать на любом этапе занятия: на этапе актуализации и выявления знаний в процессе предъявления новой учебной информации, на этапе закрепления нового материала. Мониторинг учебной деятельности, который проводится регулярно, показывает существенный рост степени обучения и качества знаний детей. Отслеживание развития приемов умственной деятельности позволяет сделать вывод, что применение ИКТ на занятиях существенно стимулирует этот процесс. Применение инновационных интерактивных технологий создает положительную мотивацию воспитанников в процессе получения знаний и влияет на повышение качества образования.
Использование ИКТ расширяет возможности воспитателя в выборе материалов и форм учебной деятельности, делают занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Сейчас уже не стоит вопрос применять ИКТ или не применять. Вопрос в другом, как сделать это быстрее и качественнее. Информационное общество, в период которого мы уже давно вступили, не позволяет игнорировать процесс информатизации, а настоятельно требует включиться в него как можно быстрее.