Ирина Карабчукова
Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в раннем детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.
Развитие детей как читателей призваны осуществлять и семья и дошкольные учреждения. Однако современные исследования свидетельствуют о том, что семья перестает быть средой, стимулирующей чтение ребенка. Утрачиваются традиции семейного чтения.
Публикация «Решение проблемы литературного образования средствами литературных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Литературная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Если в прошлом веке регулярно читали детям в 80% семей, то в настоящее время только 7%. Готовность родителей к читательскому развитию детей находится в прямой зависимости от уровня их культуры, в том числе и педагогической грамотности. Как отмечается в психолого-педагогической литературе, для многих родителей характерны непонимание воспитательной ценности детской литературы, целей руководства чтением детей в семье, недостаточная осведомленность в содержании круга чтения детей, методическая неграмотность. З. А. Гриценко утверждает - первое знакомство ребёнка с книгой должно состояться как можно раньше.
С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребёнке «талант читателя». Его мнение было таковым: истоки читательского таланта лежат в детстве. Книга учит вглядываться в человека и понимать его, воспитывать человечность в самом себе, тогда чтение становится источником духовного обогащения. Привить любовь к книге, научить думать, воспитать культуру чтения, постоянную потребность в нём, развивать эстетическое восприятие литературы - вот в чём задача педагогов.
На этапе раннего и дошкольного детства ребёнок вынужден доверять взрослому не только организацию самого процесса (выбор книг, содержание чтения, его длительность, интенсивность, но, и направление его дальнейшего читательского пути, поскольку сам - в силу своего общего и читательского развития - не может отыскать адекватное словесное выражение этим потребностям даже в том случае, когда они находятся на стадии формирования. Далеко не всегда ребёнок способен объяснить, почему он хочет слушать ту или иную книгу, почему он перевоплощается в того или иного героя. Таким образом, учитывая задачи образовательной области «Речевое развитие» (ФГОС) ребёнка необходимо своевременно знакомить с книжной культурой, различными жанрами детской литературы.
Дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. Развитие отношения ребенка к художественному произведению идет от непосредственного наивного соучастия в изображенных событиях к ступеням собственной эстетической деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осмысливать художественные произведения не только на уровне установления связей между внешними фактами, но и начинают проникать в их внутренний смысл, эмоциональный подтекст.
Выявить уровень осмысления художественных произведений и понимание эмоционального подтекста произведений у детей старшего дошкольного возраста можно с помощью диагностического инструментария (Фурмина С. Я.).
Целью диагностики стало выявление интереса детей к литературным произведениям, исследование умения выразительно пересказывать. Определение своеобразия знаний об особенностях литературных жанров. Выявление особенностей эмоционально-образного восприятия литературного произведения.
Проведенное первоначальное обследование позволило выявить у 10 % детей не мотивированное отношение к литературным произведениям. 30% детей выбирают для пересказа простые короткие сказки для малышей. Для данной категории характерно маловыразительное исполнение. Звучание голоса однообразно-повествовательное, что свидетельствуют о низком уровне литературной культуры.
Интерес к литературным произведениям выражен довольно ярко у 37% (средний уровень, дети называют 3-4 знакомые сказки, выделяет любимую, проявляя интерес к ее содержанию и героям, но сомневаются в возможности придумать сказку самостоятельно.
Высокий уровень выявлен у 23 % воспитанников. Дети называют более 5 любимых сказок, отмечают некоторые жанровые особенности. Проявляют активный интерес к слушанию, рассказыванию, разыгрыванию текстов и к придумыванию сказок. Охотно пересказывают сказку, сохраняя сюжет, передавая образы героев, используя средства интонационной выразительности. По итогам анкетирования родителей выяснилось, что они имеют представление о том, как должна проводиться работа с детьми по литературному развитию детей, знают о методах, средствах ознакомления с литературой, но у них отсутствует интерес к литературному развитию детей. Родители не знают читательских интересов ребенка, предпочитаемые им виды, жанры литературы и виды деятельности на основе художественных текстов.
Таким образом, получив исходные данные по результатам обследования, мы определили вектор развития формирования литературной культуры у воспитанников. Зная о том, что игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. И учитывая, что литературные игры доставляют детям много радости и в большой степени решают проблему литературного образования ребенка, нами был разработан детско – взрослый долгосрочный проект «Литературные игры для детей и взрослых». Целью которого, является развития творческих способностей ребенка – речевых, изобретательских, артистических. А литературные игры - средство реализации проекта.
Придумывание, создание и проведение таких игр с ребёнком или группой детей не потребует от родителей и педагогов больших материальных и временных затрат.
В процессе реализации проекта нами создана картотека литературных игр по возрастам «2-3 года», «3-4 года», «4-5 лет», «6-7 лет».
Так в нашей группе наибольшей популярностью пользуются «Театр картинок», старый добрый фланелеграф, серии дидактических игр «Собери и расскажи сказку», обыгрывание стихотворений с помощью мнемотехники и движений, коллаж из сказок (Воробьева, моделирование сказок (Ткаченко, игры «Да-Нет» для обучения ТРИЗ (Н. Н. Хоменко, игра «Путаница».
Проведение литературных викторин, литературных конкурсов совместно с родителями, в том числе викторины по сказкам (с участием взрослых, литературные игры – соревнования, игры-викторины с рисованием. Игры-головоломки, такие как, «Сказочные или литературные города». Игры для улучшения дикции, игры для развития памяти, игры на воспоминание.
Об успешной реализации проекта говорят следующие цифры итоговой диагностики. Высокий уровень литературного образования детей вырос на 22% и составил 45 % от общего числа воспитанников. Средний уровень увеличился на 11%, что составило 48% детей данной возрастной группы.
Приобщение детей и родителей к литературным играм позволило нам решить проблему отсутствуя потребности в чтении, активизируя участников образовательных отношений для решения поставленных задач.
Изучение актуальной зоны литературного развития воспитанников в единстве всех составляющих компонентов позволило нам организовать интересный, личностно- ориентированный, развивающий процесс литературного образования детей в группе.