Ирина Ступченко
Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития системы образования происходит смещение направленности с образовательной на воспитательную деятельность, делается больший упор на раскрытие индивидуальности личности, развитие ее самостоятельной творческой деятельности. И поэтому перед современным учителем стоит вопрос не в том, как привить ребенку знания, умения и навыки, а в том, чтобы в первую очередь воспитать личность, способную существовать в современном обществе, социализированную, приспособленную к продуктивному взаимодействию с другими личностями.
Публикация «Современные подходы к воспитанию и образованию в условиях школы: опыт, технологии, перспективы» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция январь 2023
А. С. Макаренко говорил: «. педагогика, в особенности теория воспитания, есть прежде всего наука практически целесообразная. Мы не можем просто воспитывать человека, мы не имеем права проводить работу воспитания, не ставя перед собой определенную политическую цель. Невозможно научить ребенка организовывать собственную работу, общаться, жить в обществе, если не ставить его в активную позицию, не используя современные подходы к воспитанию. Процесс формирования индивидуальности у обучающихся возможен только в результате активной деятельности самого обучающегося в решения проблемной ситуации, когда учитель становится консультантом и умело направляет деятельность обучающегося.
Целью воспитания является : формирование нравственности личности, становления ее активной жизненной позиции, формирование психологических качеств в контексте гармонично и всесторонне развитой личности. В научный обиход, в официальные документы все более прочно входит понятие «пожизненное воспитание», которое включает необходимость человека заниматься самовоспитанием, совершенствованием всю свою жизнь. Под самовоспитанием понимают систематическую и сознательную деятельность человека, направленную на саморазвитие и формирование своей культурной базы.
При воспитании ребенка в соответствии с новыми стандартами учитель становится проводником, консультантом, тьютором в воспитательной деятельности, который организует, сопровождает и направляет ученика, получающего, в свою очередь, опыт непосредственной деятельности, общения в коллективе, взаимодействия с другими людьми, решения коммуникативных и развивающих задач. На первый план выходят личностные результаты, развитие Я-концепции, самоопределения, мотивации.
Первое, на что следует обратить внимание при обучении и воспитании в условиях школы, это личностно-ориентированный подход. Это позволяет подойти максимально индивидуализировано к каждому ученику, увидеть и раскрыть в нем те способности, которыми он обладает, дать ему такое задание, которое он может выполнить и получить от этого удовольствие.
Именно это и создает мотивацию: понимание ребенком того, что каким бы он ни был, в любом случае он может сделать шаг вперед, добиться своего личного успеха.
Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие подходы : системный подход, личностно-ориентированный подход, средовой подход, рефлексивный подход
Основные принципы организации воспитания : принцип гуманизма, принцип духовности, принцип субъектности, принцип патриотизма, принцип демократизма, принцип конкурентоспособности, принцип толерантности, принцип вариативности
В своей работе я использую и данные подходы и принципы. Они помогают в воспитании у школьников разных качеств и комплексного взаимодействия с семьёй.
Постоянно использую как традиционные методы, так и инновационные. Среди инновационных методов отмечу:
-Использование элементов ТРИЗ. Данный метод помогает развивать такие нравственные качества, как умение радоваться успехам других, желание помочь, стремление найти выход из затруднительного положения.
-Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на уроках и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
-Так же в работе использую ИКТ, при этом соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала и повышает мотивацию к деятельности.
Проектный метод является гарантией того, что ребёнок прочно и надолго запомнил, так как лично является участником каждого этапа.
Отдельно хочется выделить, что модернизация, происходящая сегодня в системе школьного образования, требует от нас педагогов новых форм организации педагогического процесса.
Одна из таких форм - культурные практики. В соответствии с основными видами детской деятельности использую следующие виды культурных практик:
1. Проекты учащихся по различным направлениям.
2. Творческие мастерские.
3. Классные часы и внеурочная деятельность.
4. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность.
Включение родителей в процесс духовно- нравственного развития детей реализовывается в следующих формах: проводятся родительские собрания в традиционной и нетрадиционной форме; регулярно проводятся индивидуальные и групповые консультации; используется раздаточный материал в виде памяток, инструктажей и рекомендаций; проводятся совместные досуги.
Отношения «педагог-ребенок» преобразуются при таких подходах и методах в субъект-субъектные. Работа проводится со всеми учениками.
Организуется работа каждого ребенка, создаются условия для развития личностных возможностей, включая формирование их рефлексного мышления и собственного мнения, что важно для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При подготовке и проведении личностно — ориентированных занятий, игр, бесед, при разработке проектной деятельности учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, а также психологические особенности данного возраста. Это помогает правильно выбрать приемы, средства, методы и формы всей работы.
Использую следующий алгоритм построения классного (воспитательного) часа с использованием личностно-ориентированного подхода.
Интересное начало — точка удивления
Игры на систематизацию знаний
Сообщения иил выступление детей (их участие в мероприятии)
Метод эмпатии (физ. минутка)
Опытно-экспериментальная деятельность
Умозаключения детей на основе опытов и ранее полученных знаний
Решение проблемных задач, ситуаций
Продуктивная деятельность.
Применение такого алгоритма позволяет с помощью систематизированных активных методов включить в деятельность каждого учащегося, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечить становление личного опыта, выработку знаний и собственного мнения, что будет способствовать максимально комфортной адаптации обучающихся к социальной среде.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Высшей ценностью любого общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей и дарований, совершенствовании личных качеств является не только главнейшей целью, но и непременным условием государства.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально меняются.
Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины.
Всеобщее обязательное среднее образование означает повышение ответственности работников школы и родителей за судьбы тех учеников, которые по различным причинам становятся педагогически запущенными. Именно такие школьники наиболее податливы антиобщественным влияниям, и это чаще всего служит причиной совершения ими правонарушений.
Гуманизм, оптимизм, интенсификация гармонического развития личности, максимальное использование воспитательных возможностей социальной среды, детских объединений, опережающее развитие положительных качеств в борьбе с отрицательными, все это составляет общую стратегию воспитания и перевоспитания.
Современные подходы в воспитании играют важную роль в системе образования. Поэтому современное образование должно обеспечивать единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.
Список использованной литературы
1. Орлова, Т. В. Современные подходы к воспитанию в условиях ФГОС / Т. В. Орлова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2014.
3. Воспитательный процесс. - М. : Красико-Принт, 2013
4. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.
5. Головнева, Н. Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н. Ф. Головнева // Педагогика. – 2007.
6. Кондаков, А. М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / А. М. Кондаков // Педагогика. – 2008. –
7. Кукушин, В. С. Теория и методика воспитательной работы : учебное пособие / В. С. Кукушин. – Ростов н/Д. : Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2010.
8. Плахова, Т. В. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной компоненты ФГОС : методическое пособие / Т. В. Плахова. – Волгоград: Учитель, 2014.
9. Сибирцова Г. Н Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе : Опыт; Рекомендации; Документы Изд. 4-е, перераб., доп. Серия: Сердце отдаю детям.
10. Справочник заместителя директора по воспитательной работе / Сост. Л. В. Голубева, Г. П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2013.