Светлана Скурлатова
Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников"
Актуальность. Одно из требований ФГОС ДО – создать образовательное пространство в группе, способное обеспечить развитие самостоятельности ребенка, сделать его полноценным субъектом образовательных отношений, так как группа, в которой мы работаем, является группой комбинированной направленности для детей с общим недоразвитием речи, то мы поставили перед собой цель: создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, способствующую речевому развитию дошкольников.
Публикация «Современные подходы к организации развивающей-предметно пространственной среды, способствующие речевому развитию дошкольников» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
1. Стимулировать общение между детьми в процессе свободных игр с помощью ширм со сменным оформлением, чехлов для мебели.
2. Активизировать диалогическую и монологическую речь детей.
3. Взаимодействовать с родителями воспитанников для повышения эффективности работы по речевому развитию детей и обогащению развивающей предметно – пространственной среды.
Нами замечено, что дошкольники с ОНР из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль могут испытывать трудности в общении со сверстниками, что порождает сокращение объема игр и их сюжетную ограниченность. Данную категорию дошкольников следует постоянно побуждать к общению друг с другом, комментированию своих действий, что способствует совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и формированию умения играть коллективно. Мы пришли к выводу, что первое, что необходимо сделать - обогатить развивающую предметно-пространственную среду центра сюжетно-ролевых игр - ширмами со сменным оформлением, чехлами для мебели.
Нами были определены следующие требования к созданию ширм:
1. Ширма – это фиксированная конструкция, она должна быть устойчивой, но, в тоже время легко перемещаться с места на место детьми, с целью развертывания игры в любом удобном месте. Такой подход вариативности пространства для игр предполагает обеспечение свободного выбора детей.
2. Ширма должна иметь сменное оформление, которое будет отвечать запросам мальчиков и девочек, такой подход трансформируемости пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от пола детей, образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей;
3. Ширма должна быть безопасной, должна иметь сменное оформление эстетически оформленное.
Неоценимую помощь в обогащении развивающей предметно-пространственной среды группы нам оказали родители. На родительском собрании мы активно обсуждали необходимость обогащения РППС, создавали наброски ширм, сменного оформления, спорили о том, что необходимо сделать в первую очередь, чем заинтересовать мальчиков и др. Каждая семья выбрала для себя тему и самостоятельно изготовили съёмные части ширм, таких как: «Кафе», «Пожарная часть», «Больница», «Военная база», «Театр». Так же родителями были изготовлены чехлы на стульчики: милицейская машина, пожарная машина, такси, автобус, скорая помощь.
После того, как были изготовлены первые ширмы и чехлы, мы начали работу, которая включала в себя следующий алгоритм действий:
1. Внесение в группу ширмы со сменным оформлением, привлечение к ней внимания детей;
2. Обогащение представлений у детей по теме сменного оформления («Кафе», «Пожарная часть» и др.) с помощью бесед, видеороликов, чтения художественной литературы;
3. Развитие у детей умение принимать на себя роли, выполнять игровые действия и разворачивать сюжет в сюжетно-ролевой игре;
4. Создание условий для активизации диалогической и монологической речи детей, расширения словаря.
Наблюдая за играми детей, мы заметили, что дети не умеют вести беседу: задавать вопросы, отвечать на них. Поэтому первой в группе появилась ширма со сменным оформлением «Кафе». Проведя предварительную работу с детьми: беседы: «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Какие бывают кафе?», «Что можно делать в кафе?», «Какая мебель есть в кафе?» т. д., используя видеоролики, презентации познакомили детей с работой бармена, официанта, повара, сушиста. На основе содержания художественных произведений таких как А. Кардашова «За ужином»., С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», проводили обыгрывание диалогов, читали произведения и стихи об этикете. Мы старались расширить представления детей об окружающем мире, познакомить и закрепить нормы поведения за столом, показать правила ведения беседы, расширили словарь детей словами: меню, официант, названиями блюд (коктейль молочный, шоколадный, мороженое сливочное, клубничное, роллы) бармен, барная стойка, сушист, обогатили словарь глаголами (приглашает, предлагает, приносит, уносит, готовит, обслуживает, благодарит, встречает, смешивает т. д., воспитывали в детях умение благодарить, выражая словами (спасибо, благодарю) просить о помощи (передайте пожалуйста, не могли бы вы мне помочь, подскажите пожалуйста). После использования ширмы словарь детей значительно увеличился, дети закрепили навыки ведения бесед, стали отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о каких – либо событиях.
Съёмная часть ширмы «Военная база» - это ткань камуфляжного цвета, на которой располагаются карманы, в которых находятся: машинки, солдатики, оружие, географическая карта с путями наступления и т. д. Перед внесением этой ширмы мы провели предварительную работу: смотрели презентации о совете военных командиров, обсуждали о чём они могут говорить. Читали художественные произведения об армии: Е. Трутнева «Российский воин», З. Александрова «Дозор», А. Митяев «Почему Армия родная», А. Нехода «Летчики», А. Барто «Кораблик», Г. Цыферов «Самолетик», А. Кольцов «Дуют ветры буйные», Д. Хармс «Кораблик». Разыгрывали диалоги между участниками. Ширма вызвала огромный интерес не только у мальчиков, но и у девочек, которые были вовлечены в игру как санитарки, повара, связистки. После игр с использованием ширмы «Военная база» словарь детей расширился, специфической лексикой (атака, наступление, отступление, рота, полк, батальон, танкисты, ракетчики, связисты, радист, штаб, фронт). Во время игры дети научились работать дружно, согласовывать свои действия, обсуждать последовательность действий игры.
Ещё одна ширма - это ширма театр. Так как дети с ОНР зачастую застенчивы, боятся читать стихи на утренниках, использование этой ширмы позволило данной категории детей перебороть свой страх. Проходя через занавес, дети становились артистами, они старались рассказать знакомые им стихи, исполнить песни, разыграть диалоги с помощью кукол, игрушек. Также во время использования этой ширмы дети учились высказывать, своё отношение к поступкам героев, к исполнению ролей. Предварительной работой к внесению этой ширмы было посещение театрализованных представлений, организованных в детском саду. Вместе с детьми мы обсуждали поведение актёров, как они передавали чувства героев, характеризовали поступки героев представления. Дети подбирали слова описывающие характер героя (добродушный, внимательный, смелый, отзывчивый; злой, грубый, жестокий, коварный, хитрый, трусливый). После посещения представления мы обговаривали правила поведения в театре. Просмотрев презентации о театре, дети познакомились с новыми словами (кулисы, партер, ложа, балкон, фойе, билетёр, гримёрная, гримёр, занавес).
Ещё одним из видов обогащения развивающей предметно–пространственной среды являются чехлы на мебель, которые способствуют активизации речи и привлечению детей в игру. Мы хотим представить вам чехлы на стулья, которые изготовили родители нашей группы. Эти чехлы дополняют съёмные ширмы и позволяют расширить пространство и сюжет игры.
Так в группе изготовлена ширма «Пожарная часть» и имеется чехол на стулья «Пожарная машина». При помощи этого оформления дети познакомились и ввели в свой активный словарь такие теёны как огнетушитель, гидрант, насос, шлем, огнеупорный костюм, пожарная сигнализация, пожарная лестница. В группу был приглашён папа-пожарный Лопатин Андрей Анатольевичь. Он познакомил детей с огнетушителем, правилами поведения при пожаре и оставил детям серию мультфильмов о работе пожарных. После данных мероприятий дети в течение 2-х недель играли в пожарных, значительно обогатили свой словарный запас и активизировали речь.
Также в группу внесено ещё несколько чехлов на стулья «Такси», «Автобус», «Скорая помощь» и др. Благодаря этим пособиям дети познакомились с правилами поведения в транспорте, с новыми профессиями - кондуктор, контролёр, диспетчер.
Таким образом, мы отметили, что благодаря обогащению развивающей предметно-пространственной среды группы повысилась речевая активность детей, словарь детей расширился, дети доброжелательно общаются друг с другом, повысился познавательный интерес, любознательность, научились правильно ставить вопросы, от
еты детей стали более развёрнутыми. Во время общения дети стали более раскрепощёнными и эмоциональными.
В дальнейшем мы планируем внести еще несколько съёмных частей ширм разной тематики - «Аптека», «Автомастерская», «Салон красоты».