Ершова Ирина Михайловна
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства учреждения, группы, а также территории, прилегающей к учреждению для реализации Программы (далее – участок, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей младшего дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей развития.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Публикация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» размещена в разделах
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает :
• реализацию Программы;
• учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
• учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Предметно-пространственная развивающая среда для детей 4-5 лет в нашей группе обеспечивает реализацию ведущего вида деятельности - игры.
В соответствии с предложениями авторов программы «Миры детства: конструирование возможностей» традиционное зонирование по конкретным видам материалов уступает место новым подходам. По мнению Н. А. Коротковой, его достаточно разделить на три зоны:
1) зона для спокойной деятельности,
2) зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.)
3) рабочая зона.
Все зоны, в зависимости от конкретной ситуации, обладают возможностью изменяться по объёму – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. ( в соответствии принципами программы: отход от «уголков» и «центров» - к рассмотрению каждого предмета и предметной среды в целом с точки зрения соответствия принципам полифункциональности, трансформируемости и вариативности.)
В группе оборудованы книжная полка, игровые зоны по поло-ролевой принадлежности для мальчиков и девочек, музыкальная и театральная полочки с набором музыкальных и театрализованных игрушек, центр природы, центр здоровья. В групповой комнате создаются условия для самостоятельной двигательной активности детей: трансформируется предметно-пространственная среда, выделяется время в плане работы для самостоятельной двигательной деятельности.
Зона спокойной деятельности:
Полочка сюжетно-ролевых игр:
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Больница», «Магазин», «Семья»
«Театральная полочка» :
Костюмы для ряженья, головные уборы, украшения, маски и оборудования для обыгрывания сказок.
Куклы и игрушки различных видов театра (плоскостной, стержневой, пальчиковый, настольный, конусный, би-ба-бо, декорации.
Игровая зона для мальчиков:
Машинки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Машина», «Пароход», «Строители», «Самолёт».
Игровая зона для девочек:
Куклы, коляска, атрибуты сюжетно-ролевых игр «Дом», «Парикмахерская»
«Полочка настольных игр» :
Настольно-печатные игры «Разрезные картинки», «Найди пару», «Лото», «Домино», «Собери картинку», «Мозаика», шнуровки.
«Мы – конструкторы» Конструкторы из различных материалов среднего размера
«Книжная полка» :
Книги по программе (как новые, так и уже знакомые детям) дополняются материалом в соответствии с темой образовательной деятельности, книжками – малышками, изготовленными родителями вместе с детьми в период работы по «Детскому календарю».
Иллюстративный материал по темам: сезоны, семья, животные, птицы и т. д., место уединения, фотоальбом с фотографиями детей и их семей.
Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением) :
«Здоровейка»
Спортивное оборудование и материал: «шведская стенка» с матом, мячи, флажки, платочки цветные, «султанчики», «салютики», кегли, кубики, обруч, атрибуты для игр с правилами.
Рабочая зона:
«Родная природа»
Комнатные растения, лейка, тряпочки, поддон, календарь погоды, природный материал.
«Любознайка»
Материал для экспериментирования: природный материал (вода, песок, глина, ёмкости для воды разного объёма, формочки для песка.
«Радость творчества»
Материал для изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации, картинки с незавершёнными предметами, трафареты