Получи документы

Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС (4 фото)

Наталья Горохова
Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС

На этапе модернизации развития дошкольное образование активно реализует современные подходы к организации и формированию предметно- пространственной среды в ДОУ. С введением ФГОС ДО определяются условия благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка и еще больший акцент делается на учет индивидуальных потребностей детей. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной.

Публикация «Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС» размещена в разделах

Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развитие в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Можно выделить три основных группы требований, учитывающихся при организации предметно - пространственной среды :

• Нормативные и Программно-методические требования.

• Психологические (исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и учитывающее современное движение к гуманизации (личностно-ориентированного) образовательного процесса и самоценности дошкольного детства).

Соответствие нормам СаниПиН для дошкольных образовательных организаций.

В ФГОС ДО перечислены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы, которая должна быть:

• содержательно-насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением соответствии с программными требованиями);

трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;

• полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды;

• вариативной, предполагающей наличие в группе различных пространств для специфических видов детской деятельности, так же разнообразие игрового оборудования и материалов, обеспечивающее игровой замысел детей, периодическая сменяемость и появление новых предметов;

• доступной, предполагающая в том числе нахождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;

• безопасной, предполагающая соответствие предметно-пространственной среды всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности её использования [2].

(подробнее см. ФГОС раздел III.п. 3.3.4. Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.)

Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Таким образом организация предметно-пространственной среды- важный развивающий аспект в осуществлении педагогического процесса. Наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом :

• Обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности «зоны ближайшего развития» ребенка, способствовать развитию задатков у детей.

Предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта.

• Расширять возможности ребенка, формируя у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.

• Способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

Исходя из данных задач, особенности предметно-пространственной среды определяются общими принципами к ее организации и содержанию.

Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:

• для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

• для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;

• для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;

• для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры,развивающие восприятие,память,внимание и т. д.

Необходимо отметить,что с учетом взросления (развития)детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.

Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т. к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.

По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:

1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.

2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.

3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т. п.

Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться», иметь подвижные,легко трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:

«Первая младшая группа»

Спокойное пространство:

• книжный уголок

«Активное» пространство:

• уголок ряженья

• спортивный уголок

• музыкальный центр

Рабочее пространство:

• уголок творчества

• уголок природы

• уголок экспериментирования

• сенсорный уголок

«Вторая младшая группа»

Спокойное пространство:

• книжный уголок

«Активное» пространство:

• уголок ряженья

• спортивный уголок

• музыкальный центр

Рабочее пространство:

• уголок творчества

• уголок природы

• уголок экспериментирования

«Средняя группа»

Спокойное пространство:

• книжный уголок

«Активное» пространство:

• уголок театрализации

• спортивный уголок

• музыкальный центр

• уголок дежурств

Рабочее пространство:

• уголок творчества

• уголок природы

• уголок экспериментирования

«Старшая группа»

Спокойное пространство:

• книжный уголок

«Активная» пространство:

• уголок театрализации

• спортивный уголок

• уголок дежурств

• музыкальный центр

Рабочее пространство:

• уголок творчества

• уголок природы

• уголок экспериментирования

• уголок ручного труда

«Подготовительная к школе группа»

Спокойное пространство:

• книжный уголок

• библиотека

«Активное» пространство:

• уголок театрализации

• спортивный уголок

• уголок дежурств

• музыкальный центр

Рабочее пространство:

• уголок творчества

• уголок природы

• уголок экспериментирования

• уголок ручного труда

Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.

Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС
Фото №1 Современные подходы к формированию предметно пространственной среды ДОУ соответствующей требованиям ФГОС На этапе модернизации Фото №2 Развивающая предметно пространственная среда Фото №3 РППС развития дошкольное образование активно реализует современные подходы к организации и формированию предметно пространственной среды в ДОУ
Публикации по теме:

Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до " Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно- развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. " С введением Федерального.

Методические подходы к использованию предметно-пространственной развивающей среды по ФЭМП в группах дошкольного возраста Методические подходы к использованию предметно – пространственной развивающей среды по ФЭМП В группах дошкольного возраста в условиях ФГОС.

Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС Модернизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ После внедрения ФГОС ДО в РППС произошли большие изменения. Всем педагогам.

Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДООрганизация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Организация предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Организация современного педагогического процесса в образовательных.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с принципами ФГОС ДО. Согласно толковому словарю Д. Н. Ушакова: среда – это социально – бытовая обстановка, в которой живет человек; окружающие условия; совокупность.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше-средней группе Организация развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС ДО в младше – средней группе «Колобок» воспитателя Карауш.

Построение предметно-пространственной развивающей среды в группах ДОУ с учетом ФГОС Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального.

Презентация предметно-пространственной среды в младшей группе в соответствии с ФГОС до Для детей младшего возраста главное – это достаток пространства в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. В раннем.

Презентация «Современные технологии организации образовательной развивающей предметно-пространственной среды» Реализация основной общеобразовательной программы МБДОУ «ЦРР – детский сад №58» в соответствии с ФГОС ДО 1. Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ.

Презентация «Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды» Современные подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды. Воспитатель МБДОУ №10, гр. Орешки: Грасс У. С. План семинара.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС
Опубликовано: 10 января 2018 в 14:18
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Горохова (УИ 395381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД