Наталья Горохова
Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС
На этапе модернизации развития дошкольное образование активно реализует современные подходы к организации и формированию предметно- пространственной среды в ДОУ. С введением ФГОС ДО определяются условия благоприятные для развития детей в соответствии с их возрастными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка и еще больший акцент делается на учет индивидуальных потребностей детей. Таким образом, развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной.
Публикация «Современные подходы к формированию предметно-пространственной среды ДОУ, соответствующей требованиям ФГОС» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Предметно-развивающая среда группового помещения - неотъемлемая часть целостной образовательной среды и является системой материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его развитие в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Можно выделить три основных группы требований, учитывающихся при организации предметно - пространственной среды :
• Нормативные и Программно-методические требования.
• Психологические (исходящие из общих возрастно-психологических тенденций развития и учитывающее современное движение к гуманизации (личностно-ориентированного) образовательного процесса и самоценности дошкольного детства).
• Соответствие нормам СаниПиН для дошкольных образовательных организаций.
В ФГОС ДО перечислены требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определены требования к предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы, которая должна быть:
• содержательно-насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением (в соответствии с программными требованиями);
• трансформируемой, обеспечивающей возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
• полифункциональной, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды;
• вариативной, предполагающей наличие в группе различных пространств для специфических видов детской деятельности, так же разнообразие игрового оборудования и материалов, обеспечивающее игровой замысел детей, периодическая сменяемость и появление новых предметов;
• доступной, предполагающая в том числе нахождение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов;
• безопасной, предполагающая соответствие предметно-пространственной среды всем требованиям по обеспечению надежности и безопасности её использования [2].
(подробнее см. ФГОС раздел III.п. 3.3.4. Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.)
Предметно-пространственная среда должна организовываться с учетом принципа интеграции образовательных областей, так как материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться в ходе реализации других областей. Таким образом организация предметно-пространственной среды- важный развивающий аспект в осуществлении педагогического процесса. Наиболее важные задачи развивающей среды можно определить таким образом :
• Обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности «зоны ближайшего развития» ребенка, способствовать развитию задатков у детей.
• Предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления личного опыта.
• Расширять возможности ребенка, формируя у него способности творчески осваивать новые способы деятельности.
• Способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Исходя из данных задач, особенности предметно-пространственной среды определяются общими принципами к ее организации и содержанию.
Предметно-пространственная среда и игровая среда в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО должна иметь отличительные признаки, а именно:
• для детей третьего года жизни - это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
• для детей четвертого года жизни - это насыщенный центр сюжетно-ролевых игр с орудийными атрибутами;
• для детей пятого года жизни, необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
• для детей шестого и седьмого года жизни важно предложить детям игры,развивающие восприятие,память,внимание и т. д.
Необходимо отметить,что с учетом взросления (развития)детей предметно-пространственная и игровая среда определяется воспитателем с учетом интересов детей в младшем возрасте, со средней группы она организуется воспитателем вместе с детьми, старшие дети сами создают и изменяют ее с точки зрения своих интересов.
Задача для педагога заключается в том, как все это устроить в ограниченном пространстве группового помещения, т. к. нет однозначного соответствия между видом культурной практики и материалом. Многие материалы полифункциональны – они могут использоваться и для игровой, и для продуктивной, и для исследовательской деятельности.
По характеру действий в пространстве условно можно разделить на три функциональных пространства:
1. «Спокойное» функциональное пространство - пространство для спокойной деятельности детей.
2. «Активное» функциональное пространство - пространство для деятельности, связанной с интенсивным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.
3. «Рабочее» функциональное пространство -пространство для художественно-эстетической и познавательной деятельности и т. п.
Пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему-«сжиматься и расширяться», иметь подвижные,легко трансформируемые границы.
Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики-тенденции дошкольников увлекаться текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями можно определить примерные перечни игровых уголков:
«Первая младшая группа»
Спокойное пространство:
• книжный уголок
«Активное» пространство:
• уголок ряженья
• спортивный уголок
• музыкальный центр
Рабочее пространство:
• уголок творчества
• уголок природы
• уголок экспериментирования
• сенсорный уголок
«Вторая младшая группа»
Спокойное пространство:
• книжный уголок
«Активное» пространство:
• уголок ряженья
• спортивный уголок
• музыкальный центр
Рабочее пространство:
• уголок творчества
• уголок природы
• уголок экспериментирования
«Средняя группа»
Спокойное пространство:
• книжный уголок
«Активное» пространство:
• уголок театрализации
• спортивный уголок
• музыкальный центр
• уголок дежурств
Рабочее пространство:
• уголок творчества
• уголок природы
• уголок экспериментирования
«Старшая группа»
Спокойное пространство:
• книжный уголок
«Активная» пространство:
• уголок театрализации
• спортивный уголок
• уголок дежурств
• музыкальный центр
Рабочее пространство:
• уголок творчества
• уголок природы
• уголок экспериментирования
• уголок ручного труда
«Подготовительная к школе группа»
Спокойное пространство:
• книжный уголок
• библиотека
«Активное» пространство:
• уголок театрализации
• спортивный уголок
• уголок дежурств
• музыкальный центр
Рабочее пространство:
• уголок творчества
• уголок природы
• уголок экспериментирования
• уголок ручного труда
Таким образом, важно отметить, что введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом.