Сюзанна Тюльпарова
Современные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Развивая чуткость ребенка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления»
Василий Александрович Сухомлинский.
Публикация «Современные подходы к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В настоящее время в современном музыкальном воспитании актуальной проблемой является поиск новых путей обновления методов, технологий и содержания образовательных программ, необходимых для реализации творческих потребностей обучающихся.
Музыкальное воспитание играет одну из главных ролей в развитии и формировании эмоциональной сферы и творческого потенциала ребенка. Художественно – эстетическое воспитание становится единственным помощником духовно – нравственного становления личности, где технический прогресс и информационные технологии стали для всех нормой жизни.
Формированию нового общественного сознания подрастающего поколения способствует только художественно – эстетическое воспитание.
Многовековой опыт показал, что только музыка может оказывать возбуждающее и успокаивающее действие, влиять на физиологию и психику человека. Она занимает значительное место в системе общего воспитания.
Таким образом, участие музыки в воспитательных целях приобрело актуальность в современной жизни.
Музыкальное воспитание – систематическое и целенаправленное развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нем эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания ее содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно – исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению…
Современный мир ставит перед музыкальным воспитанием новые проблемы, которые порождены культурно – социальной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний духовного богатства человека – над умами властвует материальное (денежное) богатство. Вредные для здоровья детей шумы, а также экологические катастрофы оставляют свой отпечаток на психическом и духовном состоянии ребенка.
Культура нашего поколения - это прежде всего музыкальная культура. В связи с изменениями в нравственной и культурной жизни общества возрастает роль воспитания подрастающего поколения с самого раннего возраста.
Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие и формирование основ музыкального воспитания нужно начинать в дошкольном возрасте. Музыкальное развитие оказывает воздействие на общее развитие: воспитывается чуткость к красоте жизни, совершенствуется мышление, формируется эмоциональная сфера и духовный мир. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Музыка может расширить представления детей о чувствах человека, существующих в сегодняшней жизни.
Другая кричащая проблема современности связана с ранней компьютеризацией: дети в таких условиях утрачивают творческие способности и образное мышление, поэтому на западе внедряют искусство и художественное творчество во все сферы обучения. Возникла потребность сделать творческим все массовое образование.
Исследователи проблем музыкального воспитания отмечают, что современному образованию нужна концепция художественно – эстетического образования детей с духовно – нравственными акцентами с ориентацией на творческое развитие в процессе формирования музыкальной культуры. Создать условия музыкально – творческой реализации дара ребенка, и только в этом случае музыкальное воспитание может стать гармоничным и целостным.
В музыкальном воспитании детей дошкольного возраста существуют следующие виды музыкальной деятельности : творчество, музыкально – образовательная деятельность, восприятие и исполнительство. В основе современных технологий музыкального воспитания ребенка лежит коллективная деятельность, объединяющая: игру на детских музыкальных инструментах, танец, пение, озвучивание сказок, ритмизированную речь, пантомиму, импровизированную музыку и театрализацию. Все они имеют свои разновидности. Так, исполнительство и творчество осуществляется в музыкально – ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах, в пении. Восприятие музыки может предшествовать остальным видам и может существовать как самостоятельный вид деятельности. Музыкально – образовательная деятельность включает в себя общие сведения в музыкальных жанрах, композиторах, инструментах, а также специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид деятельности оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников.
Развитие современного общества диктует условия организации дошкольного образования : внедряются новые педагогические технологии, разрабатываются оригинальные методики и подходы. На фоне таких изменений работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении приобретает новое содержание – растить самостоятельную, творческую, активную и ищущую личность.
Применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку и окружающий мир. В связи с этим актуальность приобретает поиск современных педагогических подходов, обеспечивающих творческое развитие личности каждого ребенка.
Процесс музыкального воспитания и формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста опирается на 4 основных подхода :
1. Культурологический,
2. Системно – деятельный,
3. Средовой,
4. Аксиологический.
Культурологический подход.
Культурологический подход обеспечивает развитие и становление культурной личности детей дошкольного возраста. В детском саду и семье должно быть целостность культурно – образовательного пространства, в котором представлены творения культуры и разнообразные культурные образцы, воспитывающие человека культуры.
Музыкальные руководители активизируют родителей воспитанников на совместные действия с детьми:
- квестах, атрибутов к занятиям, изготовление игр, участию в совместных выставках;
-консультируют по разным вопросам: Как изготовить инструменты – шумелки, самоделки?
- приобщают семьи к участию в праздниках детского сада, к семейному посещению спектаклей и кинотеатров, городских выставок.
Музыкальный руководитель может сотрудничать с педагогами музыкальных школ и с детскими ансамблями. Дошкольники «вживую» слышат и видят музыкальные инструменты, отличают их звучание от инструментов других народов, тем самым расширяют свой кругозор.
Формирование «человека культуры», предполагает развитие такой личности, для которой значимы ценности современного мира.
Культурологический подход основывается на ценностях саморазвития ребенка как творческой личности через культурные значения. Которые воплощены в музыкальном языке, а потом распространяются в сферах культуры (театр, сказка, танец, изобразительное искусство).
Системно – деятельный подход.
Системно – деятельный подход дает возможность детям самостоятельно искать новую информацию, в результате которой происходит открытие новых умений и знаний.
В основе системно – деятельного подхода лежат принципы, в которых характеризуются процессы музыкально – эстетического воспитания детей дошкольного возраста :
1. Принцип вариативности предоставляет детям возможность выбора музыкально – эстетической деятельности.
Для этого принципа самым подходящим разделом музыкального занятия является игра.
При реализации запланированных задач, педагог должен учитывать желания детей, давать им возможность самим выбирать свои действия, а музыкальному руководителю только навести их на мысль.
2. Принцип целостности формирует представление о художественной картине мира как системе.
В каждом дошкольном учреждении педагогами разрабатывается «Образовательная программа Дошкольного образования», которая имеет тематический принцип построения образовательного процесса для общего развития детей. Для каждой возрастной группы дано комплексно – тематическое планирование.
3. Принцип деятельности обеспечивает субъектность в познании эстетических качеств окружающего мира и создания условий для включения каждого ребенка в самостоятельную музыкально – эстетическую деятельность.
Например:
При слушании какого – либо музыкального произведения на первом занятии дать послушать, побеседовать о впечатлениях, характере музыки, какими инструментами или оркестром исполнено, а на втором – предложить выбрать иллюстрацию, прочитать стихотворение, которое подходит данной музыке, дать посмотреть видеоролик, предложить исполнить импровизацию с использованием атрибутов, на третьем занятии послушать уже противоположное по звучанию музыкальное произведение.
В самостоятельной деятельности развиваются творческие способности.
4. Принцип минимакса обеспечивает возможность развития ребенка в соответствии с его индивидуальным темпом и психикой. Главная задача этого принципа – учитывать индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребенку. На музыкальных занятиях педагог может объединять детей в группки по типу восприятия :
кинестеты – участие в танцах и сценках; визуалы – работа с атрибутами; аудиалы – сказка, стихи и песни.
Использование принципа минимакса положительно влияет на процесс обучения, на повышение уровня работоспособности усвоения образовательной деятельности каждого ребенка и группой в целом.
5. Принцип непрерывности развивает и формирует у детей универсальные способности на разных возрастных этапах.
В реализации этого принципа являются дети дошкольного возраста от 1 – 7 лет, родители и педагоги, которые вместе и непрерывно развивают универсальные способности детей на разных этапах возраста дошкольника.
6. Принцип психологической комфортности позволяет выстроить самостоятельную деятельность воспитанников по интересам.
Средовой подход.
Средовой подход включает в себя предметно – пространственную, образовательную и развивающую деятельность, наполенную художественно – образным материалом и музыкально – эстетическим содержанием.
К средовой зоне относятся – музыкальный зал, детские площадки, театральный салон, музей, художественный салон.
Аксиологический подход.
Аксиологический подход позволяет осуществлять развитие эстетических эмоций на основе приобщения детей к культурным и общечеловеческим ценностям.
Ценности музыкальной культуры познаются ребенком благодаря способности передавать и воспринимать мир художественных и музыкальных образов и воссоздать его в собственной музыкально – эстетической деятельности.
Главная цель этого подхода состоит в том, чтобы ребенок сам выбирал смыслы для решения своих жизненных проблем через музыкальные ценности.
Таким образом, все подходы при организации образовательной деятельности с детьми в условиях дошкольной организации позволяют педагогическому коллективу обеспечивать современное качество образования в результате всестороннего изучения индивидуальных особенностей своих воспитанников, их способностей и интересов. Дошкольный возраст проявляет инициативу и самостоятельность; подвижен, владеет основными движениями, контролирует их и управляет ими; обладает развитым воображением; обладает элементарными представлениями из области музыки. Развивать творческое отношение к музыке прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок и передача образов в музыкальных играх и хороводах. Это помогает выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать.