Светлана Хасанова
Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни – важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Публикация «Современные подходы к духовно-нравственному воспитанию дошкольников» размещена в разделах
Мы можем наблюдать пристальное внимание к духовно-нравственному воспитанию и развитию подрастающего поколения со стороны Правительства России. Сложно переоценить значение воспитания духовно-нравственной культуры личности, способной сохранить душевный комфорт, достоинство, устойчивость к негативным влияниям современной жизни. Говоря о развитии духовно-нравственной культуры личности, необходимо прояснить, что сущностью духовности человека является его внутренняя мотивация, жизненные цели, смыслы и отношения к миру и самому себе, а понятие «нравственность» трактуется как набор правил поведения, в которых может проявиться духовность. Духовность всегда неразрывно связана с ценностными ориентациями личности, представляет собой интенцию (осознанное устремление) человека к ценностям Добра, Красоты, Истины, устремление, беспокойство, напряженность, энергию, направленную на поиск истины. Духовно-нравственная культура современного человека являет себя как целостный, взаимосвязанный образ, ценностно-смысловая картина мира, выступающая основой определения правил созидательного, безопасного, социально-активного поведения в информационном обществе.
Основы духовно-нравственной культуры личности формируются в дошкольном детстве, когда ребенок взаимодействует с окружающим миром на основе естественной потребности в прочувствовании, познании, оценивании, осмыслении. Любознательность детей, их вопросы обо всех сторонах жизни способствуют становлению уникальной картины мира, которая может характеризоваться как целостностью, так и фрагментарностью в зависимости от качества представленной информации, ее источника, особенностей ее предъявления, доступности, наглядности и т. д. Стремление к целостному пониманию объектов и явлений выражается в огромном количестве вопросов, раскрывающих мир с разных точек зрения. Целостное представление возникает благодаря ответам взрослых, экспериментаторам, исследователям, информации из сказок, рассказов, телевизионных передач, компьютерных игр. С другой стороны, характеристикой дошкольного детства является творчество, побуждающее принимать собственные нестандартные решения в сложных ситуациях, придумывать и апробировать варианты поведения, опираясь или на внешне заданные правила или на нормы, которые осмыслены и осознанно приняты ребенком. Дошкольника учат отличать доброе от злого, хорошее от плохого, прививают социально приемлемое поведение и отучают от порицаемых обществом поступков. Причиной, почему он должен поступать в соответствии с этими правилами, нормами является их принятие и одобрение значимыми людьми – воспитателем, родственниками, другими значимыми взрослыми. Возникает ситуация, когда в дошкольном учреждении ребенка учат одним правилам жизнедеятельности, а в жизни он сталкивается с другими (лидерство, достижение цели любой ценой, успешность). Так в сознании ребенка может возникнуть конфликт, причины которого кроются в самой системе воспитания. Поэтому несмотря на то, что современные дети обладают довольно большим объемом элементарных знаний о нравственных правилах и нормах поведения, они следуют им только при соответствующем контроле, не проявляя умственной активности, самостоятельной позиции при возникновении нестандартных ситуаций. «Духовно-нравственное воспитание ребенка предполагает становление его ценностно-смысловой картины мира, которая будет развиваться в его будущей взрослой жизни. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в человеке закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений».
В теории дошкольной педагогики сформировались представления об основных средствах воспитания, которые могут быть использованы и в духовно-нравственном воспитании детей. Основными назовем игру, сказку и диалог.
Игра – это такая символическая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми. В играх ребенок символически моделирует определенную реальность, принимает на себя роль, пробует пережить различные человеческие страсти и чувства, ценности и смыслы жизни. В играх детей проявляется их духовно- нравственная культура. В игровых ситуациях апробируются те предпочтения, установки, интересы ребенка, которые станут ориентирами в его реальной жизни. Й. Хейзинга называет человеческую игру культурообразующей деятельностью, т. к. игра глубоко родственна важнейшим явлениям культуры. Именно поэтому именно игра и избранна нами в качестве средства воспитания у детей основ духовно-нравственной культуры. Творческий, целостный взгляд на мир побуждает ребенка к освоению его всеми способами, которые предлагает современность. Он владеет компьютером, мобильным телефоном и другими техническими устройствами, готов к освоению новых технологий, новых источников информации, одним из которых являются компьютерные игры для дошкольного возраста. Эти игры соответствуют ведущей деятельности ребенка, поэтому в определенной мере решают проблему развития его любознательности и воспитания основ духовно-нравственной культуры. Информатизация общества вызывает необходимость учета факта трансформации сознания, т. е. того, как современные дети осмысливают проблемы, каким образом получают, используют, обобщают информацию и как относятся к ней.
В игре заложен огромный потенциал, она вызывает массу эмоций, удовольствия, азарта, позволяет устранить комплексы, способствует проявлению спонтанности, и создает бескрайнее творческое пространство. От того, каким игровым опытом обладает ребенок, зависит его способность ориентироваться в тексте игры, а, значит и в «тексте жизни». Игра позволяет ребенку схватывать целое раньше части, переносить свойства одного образа на другой, выражать в символической форме обобщенные связи и закономерности объективного мира, духовно-нравственные принципы, например: принцип дарения (больше давая другим, еще больше получаешь для себя, эха (как аукнется, так и откликнется, зло вернется злом, а любовь любовью) и т. д. Именно в игре он учится ответственно управлять своим собственным поведением, подчиняя его ценностям и смыслам роли, сценария, правила. И поскольку соотношение между игрой и реальностью имеют характер взаимопроникновения, взаимоотражения, то все способы жизни, которые ребенок присвоил в игре, становятся его ориентирами и в реальных взаимоотношениях с миром людей, предметов, культуры, природы.
«Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира». Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.
В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.
Сказка вызывает протест против существующее действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности. Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки). Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра. Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п.
Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.
Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.
Диалог как средство духовно нравственного воспитания ребенка мы избрали в связи с тем, что диалог представляет собой не только вопросно-ответную форму мышления, но и само реальное бытие культуры, ее сущность. В диалоге проявляются откровения, искренние, задушевные, ценностно-ориентированные мысли, идеи, основания и правила жизни. Характеристиками диалога являются: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание, подтверждение. В процессе диалога происходит взаимный обмен результатами деятельности, чувствами, идеями, что позволяет ребенку координировать свое поведение в обществе. Чем больше собеседующих идей, мыслей, тем более многограннее, целостнее рассматривается проблема.
«Диалогичность становится особым качеством культуры личности, обеспечивающим механизм саморазвития и способность воспринимать чужие аргументы, чужой опыт, соблюдать баланс, компромисс в коммуникациях. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и какие-то общие культурные ценности. Диалог культур может выступать и как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов, и как средство духовно-нравственного воспитания и развития, ориентированное на становление ценностно-смысловой картины мира ребенка». [3, с. 15]
Обобщая все выше сказанное, подчеркнем: сказка отражает мир символикой, а игра – это определенный путь к постижению знаков и символов, формированию духовно-нравственных жизненных ориентиров в диалоге с собой, другими людьми и миром. Ребенок познает мир чувствами и чувственное восприятие форм культуры в детстве проникает во внутреннюю жизнь ребенка, в его внутренний мир и оно «работает» на протяжении всей жизни человека, формируя познавательные и духовные способности, нравственные понятия и собственные, уникальные нормы поведения, основанные на ценностях и смыслах жизни. Все это создает определенную среду, в которой ребенок и создает себя. Игра, сказка и диалог являются определенной культурной традицией, создающей в процессе воспитания ценностно-смысловой фон, который определяет приоритеты будущей жизнедеятельности. Родителям хочется видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Но не всегда ребенку самому удается разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Задача взрослых – помочь ему в этом.