ширяева екатерина
Консультация для воспитателей «Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №84 города Ельца «Радуга»
на тему:
«Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель :
Ширяева Е. С.
Публикация «Консультация для воспитателей „Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Темочки
«Современные подходы к патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»
В. В. Сухомлинский утверждал, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Главные задачи современной жизни – раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание порядочного и патриотического человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства. Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, у детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.
Одним из направлений нашего дошкольного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей ведь дошкольный возраст - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал.
Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности невозможно без воспитания, начиная с младшего дошкольного возраста, уважения к духовным ценностям.
Дошкольник должен, быть сориентирован на:
• Патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• Социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о родном городе, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников были определены следующие задачи:
1. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
2. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
3. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.
4. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
5. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.
6. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.
7. Реализация проектов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:
• игровые,
• ИКТ,
• здоровьесберегающие,
• проблемные,
• развивающего обучения,
• проектный метод,
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников была организована подборка методической, научно-популярной и художественной литературы. Создана предметно-развивающая среда в группе, патриотический уголок; оформлены выставки детских работ на тему: «Мой любимый город», «Город будущего»; в проекте создание мини-музея «Предметы старины», «Искусство наших земляков», организованы экскурсии по городу и посещение музеев; дети принимали участие в различных видах трудовой деятельности по благоустройству территории. Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души. Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к родине и защите отечества:
«С родимой земли - умри не сходи».
«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»
«Один в поле не воин»
«Храбрость города берёт»
Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени
Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе, пешеходных прогулок и экскурсий.
Вся работа построена таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
Уважения к людям труда;
Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
Элементарных знаний о правах человека;
Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
Расширение представлений о России, ее столице;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн).
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, труде, быту и т. д. Таким образом, патриота в ребенке воспитывает вся жизнь в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Работа по патриотическому воспитанию проходит с широким использование педагогических средств. При этом с сочетанием разнообразных методов и интеграции видов деятельности детей. Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. В настоящее время большое значение приобретаем поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Главной целью в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, в своей работе необходимо использовать метод проектов, для расширения знаний дошкольников по патриотическому воспитанию.
Народные игры являются неотъемлемой частью патриотического воспитания дошкольников. Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающих великой воспитательной силой. В игре ребенок активно переосмысливает накопленный нравственный опыт. В игре каждому приходится добровольно отказаться от своих желаний, согласовывать свои замыслы, договариваться о совместных действиях, подчиняться правилам игры, сдерживать свои эмоции, преодолевать трудности. Игра учит справедливо оценивать собственные результаты и результаты товарищей.
При планировании и организации воспитательно-образовательного процесса :
-продолжить проводить мероприятия по нравственно-патриотическому воспитанию;
-использовать в работе с воспитанниками разнообразные педагогические, информационные технологии, мультимедиа, интернет;
-приглашать для участия в мероприятиях ветеранов ВОВ, тружеников тыла, а также родителей воспитанников.
-повышать профессиональную компетентность по проблеме патриотического воспитания дошкольников.
-провести анализ календарного и перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста.
-ежегодно проводить анкетирование по нравственно-патриотическому воспитанию с целью выявления уровня нравственной позиции родителей.