Любовь Валерьевна Тюкпеева
Консультация «Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация
«Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО».
Наш детский сад работает по рабочей программе составленной с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой,Т. С. Комаровой. В программе ставятся задачи развития у детей (с учетом возрастных особенностей) интереса: к труду взрослых, желания трудиться; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Эти задачи решаются через ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное их участие в посильной трудовой деятельности в детском саду и дома. Подчеркивается роль ознакомления детей с общественной направленностью труда, его социальной значимостью; важность формирования уважительного отношения к людям труда. В каждой возрастной группе определены виды и содержание трудовой деятельности, а также задачи, которые решаются в процессе детского труда.
Публикация «Консультация „Современные подходы к трудовому воспитанию детей дошкольного возраста в соответствии ФГОС до“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого, наше дошкольное учреждение ставит одной из главных целей трудовое воспитание дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду. Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых. В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни. 2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков. 3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.
ФГОС ДО предполагает следующие виды труда : Самообслуживание; хозяйственно бытовой труд; труд в природе; ручной труд. Самообслуживание
Учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками; учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять; учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.
Хозяйственно бытовой.
Продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их; приучать детей к уличному труду : убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка; учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты, убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение; учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, н-р о почве, посадочном материале, трудовых процессах, н-р дети узнают о том, что влага- источник питания, она поддерживает растения в определенной жизненно активном состоянии.
Старших дошкольников мы приучаем к труду во все времена года. Н-р: Осенью на своем участке мы с детьми убираем овощи которые сами же посадили, сгребаем листья, дети принимают участие в пересадке растений, в посадке деревьев и кустарников. Зимой убираем снег на дорожках, подкармливаем зимующих птиц. Весной: сеем крупные и мелкие семена, ухаживаем за растениями. Летом: поливаем, прореживаем, пропалываем, подвязываем растения.
Ручной труд- формируем умение самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях; умение малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения; формируем у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы; грамотно и экономно расходовать используемый материал. В старшей и подг. гр. ( поддержание порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторванных пуговиц, петель, доступный ремонт игрушек; сортирование природного материала; тонирование бумаг для рисунков и аппликаций; изготовление под руководством воспитателя мелкого счетного материала, пособий для занятий, игрушек и сувениров из природного и бросового материала, из бумаги и картона, ткани). Важно учесть то, что виды трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике.
Как влияет на ребенка каждый из видов труда?
Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.
Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем. Трудовая деятельность в отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка. Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких. Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.
Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы: поручения; дежурства; совместный труд.
В процессе выполнения поручения дошкольник обучается трудовым навыкам, приучается к последовательному выполнению заданий. У него формируются нравственно-волевые качества такие как (настойчивость, ответственность, самооценка, самоконтроль).
Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие. Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения. Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь.
Дежурства в группе способствует развитию партнерских доброжелательных взаимоотношений между детьми, осознанию или ответственности за порученное дело, за качественное и своевременное выполнение всей работы. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные виды деятельности.
Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности детей.
Младшая. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба, отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.
Средняя
Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т. д. Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности – дежурством – по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой.
Старшая
В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то - за достаточным солнечным освещением. Таким образом,воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.
Подготовительная
Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке природы или на улице и т. д. Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.
Труд и родители
Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду. Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого при проведении родительских собраний, либо консультаций нужно договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Только объединившись можно добиться положительных результатов!
Цель воспитателя лишь направить детей в нужную сторону, а родителей – приложить все усилия, чтобы ребенок научился.
Регулярная и методически правильно организованная работа по трудовому воспитанию к концу пребывания детей в детском саду должна дать следующие результаты:
- повысится интерес дошкольников к труду;
- сформируются навыки совместной деятельности;- сложится коллектив детей и групповое самоуправление, благодаря сотрудничеству между подгруппами;
- расширятся представления детей об окружающем;
- создастся благоприятная атмосфера для проявления личности каждого ребенка и ее становления;
Ярче раскроются склонности, умения, стремления и активность каждого ребенка; Возрастет значимость положительного влияния коллектива на личность; укрепятся товарищеские связи; установятся тесные дружеские контакты, взаимопонимание, взаимоконтроль, взаимопомощь, взаимное обучение; сотрудничество и поддержка станут нормой поведения;
Сформируется чувство общественного долга;
Труд станет для детей потребностью.