Алеся Назарова
Современные игровые технологии в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста
«Современные игровые технологии в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста»
Воспитание и развитие детей раннего возраста — одна из самых актуальных проблем современного общества.
Раннее детство — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Именно в эти годы закладываются основы здоровья и интеллекта ребенка, в этом возрасте умственное и нравственное развитие особенно зависит от физического состояния и настроения малыша.
Публикация «Современные игровые технологии в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
На современном этапе развития научных знаний о раннем возрасте подтверждается идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента для формирования его личности.
В последнее время сделано много для возрождения педагогики раннего детства : создаются новые программы, методики, разрабатываются современные игровые технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольных учреждений – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные игровые технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Это инструмент, с помощью которого новая образовательная парадигма может быть претворена в жизнь.
Дошкольное образовательное учреждение – это играющий, развивающий и обогащающий детский сад, где результатом будет социализация, индивидуальный для каждого уровень развития любознательности, воображения, самостоятельности, положительного отношения к себе и окружающему миру, готовность к преодолению ошибок и неудач. Именно эти качества формируют у ребенка предпосылки к учебной деятельности. В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу современные игровые технологии. Они дают возможность обеспечить эффективную социализацию детей, создают благоприятный психологический климат, где дети получают удовольствие и радость от встреч.
Главная задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.
Подробно остановимся на нескольких современных игровых технологиях, которые применяются в нашем саду, и посмотрим, как можно применить их на раннем возрасте.
Постер индивидуальных достижений
Постер — это оформленный плакат, на котором размещаются картинки или фото, связанные одной идеей. Выполняет роль копилки личных достижений дошкольника в различных видах деятельности. На постере размещаются фото достижений детей во время образовательной или самостоятельной деятельности.
Главная цель — донести до аудитории важную информацию, показать, на что способен ребенок на определенном этапе взросления.
Личные достижения ребенка включают в себя все сферы развития, отражают динамику его способностей, индивидуальные особенности. Постер личных достижений дошкольников помогает педагогам и родителям оценить сильные стороны развития ребенка, наметить перспективные направления, требующие дополнительных педагогических воздействий. Постер-технология не только информирует родителей о достижениях ребенка в детском саду, но и позволяет дополнить его достижения информацией из своих жизненных наблюдений. Благодаря такой форме взаимодействия, родители чаще станут обращать внимание на информационный стенд (постер, обращаться с вопросами, принимать участие в мероприятиях детского сада.
«Ежедневный рефлексивный круг» - это технология, направленная на сплочение детского коллектива, формирование умения слушать и понимать друг друга, развития умения выражать свои чувства и переживания, умения анализировать и делать выводы.
Цель рефлексивного круга – обогащение детей душевной теплотой, чуткостью и уважением друг к другу, обсуждение планов на день, неделю, месяц.
Задачи:
-способствует стимулированию речевой активности, мыслительных возможностей;
-учит излагать свои мысли, развивать самостоятельность суждений;
-способствует сплочению детского коллектива;
-формирует умение слушать и понимать друг друга.
Структура
позывные для утреннего сбора;
организация круга;
приветствие;
новости;
обмен новостями и информацией о прошедших и предстоящих событиях;
выявление детских интересов;
динамическая пауза;
проблемные ситуации;
предоставление права выбора в центрах активности.
Для того чтобы обсуждение прошло эффективно, необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определенный период времени, поставить в центр круга фонарик, мячик, игрушку, которую дети будут передавать друг другу во время ответов на вопрос. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда на одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и собираются для обсуждения проблем.
Результативность:
- в группе появились свои правила, которые дети соблюдают;
- умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми;
- научились вести диалог;
- внимательно слушают друг друга и понимают;
- усвоили социальные нормы, характерные для их возраста.
Технология "Утро радостных встреч" – способствует формированию внимательного отношения детей друг к другу, повышению эмоционального фона, улучшению психоэмоционального климата в группе, развития чувства уверенности в себе.
Цель технологии : радостное общение с друзьями, помощь ребенку войти в детский коллектив без эмоционального стресса.
Задачи:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- развивать эмпатию;
- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.);
Структура группового сбора "Утро радостных встреч" :
Приветствие ( вариант: пожелания, комплименты, подарки)
Игра ( вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание)
Обмен новостями
Подготовка к групповому сбору:
1. Выбор удобного места.
2. Выбор приветствия (приветствия с действиями, приветствия с передачей предмета, с именными карточками, стихотворные приветствия, официальные приветствия, пожелания, комплименты, подарки).
3. Согласование сигнала, который будет возвещать о начале группового сбора (звук колокольчика или металлофона, песенка или ритмичные хлопки, другие варианты по инициативе детей).
Использование современных игровых технологий в ДОУ способствуют успешной адаптации детей раннего возраста, улучшают настроение, психоэмоциональное состояние, позитивно сказываются на развитии личности, помогают ему обрести веру в себя и в собственные силы, стать самостоятельным и ответственным.