Валентина Бурнашова
Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
С внедрением ФГОС в образовательный процесс в ДОУ на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие личности ребенка.
СЛАЙД 1
Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Детство – это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем царят счастье и радость быть самим собой. Мир фантазий, выдумки у детей связан с игрой. Во все исторические времена дети разных народов играли, и играют, подражая взрослым, реализуя свои желания и творческие способности.
Публикация «Современные игровые технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические технологии.
Что такое педагогическая (образовательная) технология?
СЛАЙД 2
Под образовательной технологией понимается упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей. Педагогическая технология музыкального воспитания – это инструмент, позволяющий музыкальному руководителю ДОУ эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности.
В отличие от методов, способов и приёмов педагогическая технология позволяет музыкальному руководителю не только утверждать: «Знаю как», но и ответить на вопрос «Почему я так делаю». Кроме того, применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Это очень важный момент, так как технологичность – одна из характеристик деятельности педагога 21 века.
Изучив и проанализировав свой опыт работы, я выделила 5 основных технологий, которые использую в своей деятельности.
Игровые технологии на музыкальных занятиях :
СЛАЙД 3
1. технология элементарного музицирования
(автор Т. Э. Тютюнникова «Элементарное музицирование с дошкольниками») содействует развитию их творческих способностей, природной музыкальности, создает условия для широкой ориентации в музыке и накоплению запаса музыкальных впечатлений, помогает успешно решать задачи программы дошкольного образования.
Данная технология включает в себя ритмические игры с различными предметами (игра с палочками, игра на ложках, игра с ведерками, со стаканчиками, с воздушными шарами, с мячами, бумажный оркестр и т. д.)
Практическое упражнение БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР
(музыка «Шуточка» Селивановой)
• Игроритмика – является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей занимающихся, позволяющих свободно, красиво и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее характеру, ритму, темпу. В этот раздел входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой, музыкальные задания и игры. Цель: развивать у детей чувство ритма и двигательных способностей. Учить детей выполнять движения под музыку красиво, свободно, координационно.
• Игрогимнастика – служит основой для освоения ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков, необходимых при разучивании танцевальных движений: на укрепление осанки, на расслабление мышц, ритмические упражнения (игромассаж, пальчиковые игры)
СЛАЙД 4
2. В процессе изучения литературы по данному направлению я открыла для себя понятие «социо-игровая технология», авторами этой технологии являются Е. Шулешко, А. Ерщов и В. Букатов.
Социо-игровая технология способствует : движению (на занятиях дети подвижны); разнообразию, вариативности в видах деятельности; неуверенным детям преодолеть нерешительность; самостоятельности, инициативности, коммуникативному общению и сближению педагога с детьми. Из этого следует предположить, что правильно подобранные педагогом игры-задания будут способствовать повышению мотивации детей к занятиям, получению новых знаний, познанию неизвестного.
Существует определённая последовательность введения игр социо-игровой направленности (классификация) :
1. Игра для настроя на занятие (музыкальное приветствие)
2. Игры разминки (ритмические упражнения, пальчиковые)
3. Игры социо-игрового характера (групповые)
4. Игры творческого самоутверждения (вокальные и ритмические импровизации, пластические этюды)
5. Игры ассоциативного характера (на развитие воображения, фантазии)
5. Игры вольные, требующие передвижения (сюжетно-ролевые игры)
Данную технологию можно использовать как на музыкальных занятиях, так и при организации развлечений. Это даёт возможность объединить детей общим делом, где каждый ребёнок сможет почувствовать себя частью целого коллектива.
Практическое упражнение. ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ
(«Зашагали ножки»)
СЛАЙД 5
3. Технология практического освоения музыкальной информации основана на применении полученных знаний, на активизации слухового восприятия и образного музыкального мышления. На начальном этапе обучения практическая деятельность ребенка проявляется в различных действиях с ритмическим, звуковым или теоретическим материалом. Для организации такой деятельности необходимы наглядные пособия: карточки, лото, картинки, таблицы. Оперирование вспомогательными предметами закрепляет полученные ранее звуковые образы и теоретические сведения. Проявление самостоятельности ученика ведет к развитию творческих способностей. К данной технологии относятся : слушание музыки, размышление о музыке, пение хором, игры: «угадай мелодию», «на чем играю», «На что похожа музыка», «Музыкальная викторина и т. д.
СЛАЙД 6
4. театрально-игровая технология.
Театрально – игровой технологии отведено особое место в работе музыкального руководителя. Основной задачей работы в этом направлении является развитие театральных способностей дошкольников через все виды музыкальной деятельности.
В работе с детьми в ДОУ музыкальные инсценировки и музыкально-ритмические игры имеют большое значение. Развитие чувства ритма, речевого, певческого дыхания, координация движений, чувств ориентации в пространстве, расширение певческого и речевого диапазона.
Песни – инсценировки «Два веселых гуся», «Антошка» и др., театрализованные музыкальные миниатюры, музыкально – ритмические игры и упражнения, декламация под музыку.
Позволяют на музыкальных занятиях развивать в детях творческие способности, коммуникативные качества, эмоции ребенка, помогают снять комплексы: зажатость, стеснительность.
Практическое упражнение. РЕЧЕВАЯ ИГРА «СОРОКОНОЖКА»
СЛАЙД 7
5 танцевально – игровая технология.
Игротанец- новый термин в области хореографии. Два слова, столь понятных и известных каждому. Что главное в игре? Кто-то скажет, что – получение удовольствия, кто-то вспомнит про радость. Что главное в танце? Во-первых – движение, во-вторых – ритм, в-третьих музыка. То есть танец – это ритмическое движение под музыку, приносящие радость, удовольствие, вселяющие уверенность в свои силы.
Игротанец включает в себя : танцевальные игровые песенки, массовые танцы, танцы по показу (зеркальный танец, ритмические игры, анимационные танцы. Каждый игротанец направлен на развитие чувства ритма, на создание особой атмосферы, на умение быстро менять роли.
Практическое упражнение. «ЗЕРКАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»
В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер и ориентированы на овладение детьми двигательными и интеллектуальными умениями, сенсорными способностями, развитие навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе познавательных интересов.
В музыкальной игре, как в пении и ритмических движениях, дети осваивают средства художественной выразительности, характерные для музыки и речи – ритм, динамику, темп, высоту. Это дает педагогу возможность дифференцированно воздействовать на детей с разным темпом развития. Игры с музыкальным сопровождением нравятся всем детям. Музыка помогает найти необходимый двигательный образ, придает движениям пластичность и выразительность. Через музыкальную игру способности детей развиваются естественно и гармонично.
Использование музыкально - игровых технологий поможет музыкальному руководителю занимательнее и эффективнее провести тот или иной раздел занятия.
Таким образом, игровые технологии являются действенным и активным средством, влияющим на личностное развитие детей. Важно помнить, используя игровые технологии в различных видах музыкальной деятельности, главное дать детям самим почувствовать характер музыки и охарактеризовать ее прежде, чем мы дадим собственную характеристику произведению. Это поможет ребенку ощутить свое собственное я.