Татьяна Якшимбетова
Семинар-практикум «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе»
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ семинара-практикума
Вашему вниманию представлены материалы семинара-практикума, проведённого в детском саду №4 «Родничок». В работе семинара-практикума приняли участие педагоги ДОУ в количестве 18 человек.
Тема семинара - практикума : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе».
Дата проведения: 27.02.2014г, 06.03.2014
Тип семинара : теоретико - практический
Публикация «Семинар-практикум „Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
Семинар-практикум по теме : «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе» спланирован годовым планом работы ДОУ на 2013-2014 учебный год.
Цель семинара - практикума : повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи семинара :
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия ДОУ и семьи;
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов, направленное на развитие творчества в работе с родителями;
3. Провести с педагогами мастер-класс: «Исскуство «Декупаж»
4. Познакомить педагогов с приемами прикладного творчества - техникой «Декупаж»;
5. Обучить педагогов простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники «Декупаж»;
6. Внедрить полученные знания и навыки в работу педагогов как одну из нетрадиционных форм по формированию продуктивного взаимодействия с семьей.
Методы:
• коммуникативно-ориентированный,
• репродуктивный (активное восприятие и запоминание сообщаемой информации, наглядно-иллюстрированный (демонстрация слайдов,
• словесный (элементы беседы, рассказ, методы стимулирования (ситуация занимательности)
Используемые средства: Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой.
Содержательная сторона семинара.
Для успешного решения поставленных задач была определена структура семинара, включающая:
I. Теоретическая часть.
II. Практическая часть.
III. Заключительная часть.
Семинар состоял из 3-х этапов:
1. Ориентировочно-мотивационный
2. Операционально-исполнительский
3. Рефлексивно-оценочный
I. Теоретическая часть.
1. Вступительное слово: приветствие, сообщение темы и цели семинара, обоснование выбранной темы – ст. воспитатель Якшимбетова Т. В.
2. Выступление на тему: «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе» – ст. воспитатель Якшимбетова Т. В
3. Представление мультимедийных презентаций воспитателями: анализ работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Выступающие: воспитатели всех возрастных групп.
4. Подведение итогов I теоретической части семинара – практикума.
II. Практическая часть. Мастер-класс:
1. Представление мультимедийной презентации: ознакомление педагогов с прикладным творчеством –техникой «Декупаж»;
2. Обучение педагогов простейшим приемом начального этапа салфеточной техники «Декупаж» деревянной поверхности (разделочная доска и лопатка).
I этап работы: Подготовительный
• Обработка деревянной поверхности разделочной доски и лопатки наждачной бумагой;
• Грунтовка деревянной поверхности разделочной доски и лопатки белой акриловой краской;
• Просушка феном обработанной поверхности разделочной доски и лопатки
II этап работы: Основной
• Выбор салфетки;
• Отделение верхнего яркого слоя салфетки от 2-х нижних белых;
• Наложение салфетки на декорируемую поверхность;
• Покрытие поверхности салфетки акриловым лаком и просушивание феном
• (3-4 слоя).
III этап работы: презентационный
• Выставка творческих работ педагогов
III. Заключительная часть.
• Рефлексия
Семинар состоял из 3-х этапов:
1. Ориентировочно-мотивационный: создание ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; формулировка основной задачи как итога обсуждения (цель деятельности на данном семинаре).
В формировании мотивации особо значимым является пробуждение интереса, который служит необходимой предпосылкой для обучения. При наличии интереса значительно облегчается процесс развития познавательных функций, важных умений.
Важным в работе семинара было повышение уровня мотивации педагогов. Стимулирование мотивации осуществлялось вербальными приёмами и благодаря использованию наглядно-иллюстративного метода.
Во вступительном слове отражено обоснование выбранной темы «Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе».
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
Представлено сообщение о «Современных формах взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе».
Теоретическая часть семинара была представлена также выступлениями педагогов:
Представление мультимедийных презентаций воспитателями: анализ работы по взаимодействию с семьями воспитанников. Выступающие: воспитатели всех возрастных групп.
2. Операционально-исполнительский. Предполагает усвоение темы семинара, овладение действиями в связи с её содержанием; положительные эмоции, подкрепляющие деятельность, достижение конкретного результата. Ознакомление с новым теоретическим материалом происходило при помощи демонстрации слайдов.
В ходе практической части семинара-практикума мной была представлена мультимедийная презентация по ознакомлению педагогов с прикладным творчеством – техникой «Декупаж». Данная презентация показала неподдельный интерес к салфеточной техники «Декупаж» и к представленным изделиям оформленным в этой техники.
В практической части педагогами с большим интересом на высокой волне позитива были выполнены все практические этапы данного мастер-класса.
3. Рефлексивно-оценочный. На этом этапе происходит анализ выполненных заданий, сопоставление достигнутого результата с поставленной задачей и оценкой работы; подведение итогов.
В заключительной части семинара была организована выставка работ педагогов. Проанализирован и обобщён материал данного мероприятия.
Время, отведённое на все этапы семинара, было использовано рационально, главный акцент делался на целостное восприятие педагогами данного вопроса взаимодействия ДОУ и семьи в образовательном процессе.
Содержание материала личностно-ориентировано и доступно.
Педагогом ДОУ, Икизли В. И., были апробированы знания и навыки, полученные на данном семинаре - практикуме. Ею была проведена творческая мастерская, по изготовлению папами в преддверии международного женского праздника подарков, оформленных в технике «Декупаж».
Таким образом, семинар-практикум проведён в соответствии с планом работы. Цель семинара достигнута, задачи решены в полном объеме. Этому способствовало чёткое планирование структуры семинара, тщательно продуманные методы и приёмы подачи информационного материала. Педагоги были задействованы во всех видах работы с учетом уровня их коммуникативной активности. Работоспособность участников семинара обеспечивалась за счёт использования инновационно-коммуникационных технологий, создавая положительный эмоциональный настрой и благоприятную психологическую атмосферу. Подобранный интересный, насыщенный материал, имел теоретическую, практическую и познавательную значимость.
Педагогами ДОУ определены перспективы в работе по данному направлению и выработаны методические рекомендации семинара-практикума :
1. Использовать разнообразные формы работы с семьей (индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных, поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных форм работы с семьей;
2. Систематически проводить организацию активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с семьей;
3. Систематически стремиться к выявлению, обобщению, распространению передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта семейного воспитания;
4. Осваивать проектную деятельность как наиболее перспективную форму организации совместной деятельности основных субъектов целостного образовательного процесса.
5. Развивать умение работать в команде единомышленников.
Анализируя деятельность педагогов в ходе проведения мастер-касса хочется отметить, что педагоги проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приемы активизации деятельности, использовали имеющиеся умения и навыки. Они были заинтересованы, внимательны, организованы.
По итогам работы семинара, педагоги дали высокую оценку данному мероприятию и выразили свои пожелания на будущее при проведении дальнейших семинаров проводить мастер-классы и по другим темам.
Из отзывов участников семинара :
Узнала Получила опыт
-о прикладном творчестве –технике «Декупаж»
-новые, оригинальные формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников.
-о форме Мастер –класс, как наиболее эффективной и познавательной.
-о практическом опыте по данной теме;
-по формированию практических навыков в работе с семьями воспитанников;
-по определению идеи творческого проекта и способов её реализации.
-работать в команде единомышленников.
Использование интерактивных форм работы с воспитателями повышает их профессиональную компетентность и формирует такие личностные качества педагогов, которые помогают найти точки соприкосновения в семье в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.
Инновационный поиск в этих условиях предполагает изменение содержания методической работы с педагогическими кадрами и с семьей. При выборе форм и методов работы с коллективом я, прежде всего, выбирала интерактивные формы организации, которые бы предполагали развитие общения педагогов между собой, умение вести диалог, слышать и слушать собеседника, убеждать его, уважая и учитывая его мнение. Для этого подходили такие формы работы с коллективом, как дискуссии, диспуты, консультации, основанные на диагностике и двухстороннем общении педагогов и, конечно, семинары – практикумы, на которых воспитатели кроме практических знаний, наблюдений имеют возможность обсуждать различные точки зрения, решать проблемные ситуации, вырабатывать единую позицию. Такие семинары эффективны тем, что помогают быстро вносить изменения в воспитательно-образовательный процесс и в процесс формирования практических навыков общения педагогов между собой и с родителями.