e.ba
Консультация для педагогов ДОУ «Современные формы взаимодействия с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы
Вся наша жизнь – взаимодействие с окружающим миром : с другими людьми, с группами людей, государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т. д., и т. п. Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не существует. Но что, же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»?
Публикация «Консультация для педагогов ДОУ „Современные формы взаимодействия с семьей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой и рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строится на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует совершенствованию их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия? Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость сердца навстречу друг другу, т. е. наличие эмпатии, то содружество, является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.
Планируя ту или иную форму работы, педагоги всегда исходят из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираются следующие требования к формам взаимодействия : оригинальность, востребованность, интерактивность.
В сотрудничестве дошкольного учреждения и семей воспитанников используются разные методы и формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные, цель которых – обогатить родителей воспитанников педагогическими знаниями. Формы сотрудничества педагогов с родителями подразделяются на коллективные, индивидуальные, наглядно – информационные, досуговые, познавательные.
К коллективным относятся: презентация дошкольного учреждения, родительские собрания, конференции, «Круглые столы», тематические консультации, беседы, Дни открытых дверей, дискуссии по какой – либо существующей проблеме в воспитании и образовании детей, «Устные журналы», лекции, тренинги, родительские клубы и кружки, «Гостиная для родителей», родительские конференции, педагогические брифинги, совместная проектная деятельность, акции, мастер - классы
К индивидуальным – посещение семьи, педагогические консультации, беседы с родителями, тренинги, анкетирование, социологические опросы и срезы.
Наглядно – информационные формы организации общения педагогов с родителями условно разделены на две подгруппы: информационно – ознакомительную и информационно – просветительскую. В эти формы входят : ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения через наглядную информацию; особенностями воспитания детей в виде информационных проспектов для родителей, буклетов, папок – передвижек, открытый просмотр занятий и других видов деятельности детей; выпуск стенгазет, мини – газет, организация мини – библиотек; записи на магнитофон бесед с детьми; видеофрагменты и видеофильмы организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий, праздников, развлечений; фотовыставки, выставки детских работ и семейных работ и др.
В последнее время широко используется работа с родителями через персональные сайты ДОУ. На сайтах существуют странички: «Гостиная», «Для вас, родители», «Наши группы», «Дополнительные образовательные услуги», «Прием детей в детский сад» и др. На данных страничках родители всегда могут найти для себя полезную информацию, задать вопросы заведующему, педагогам и специалистам ДОУ.
С расширением сети Интернет родители активно привлекаются к участию во Всероссийских и Международных конкурсах и фестивалях.
Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. К данной нетрадиционной форме относят проведение педагогами ДОУ совместных досугов, праздников, утренников, конкурсов с родителями и детьми, чаепитий, празднование Дней именинников группы, Юбилейных событий и др.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Данная форма работы строится коллективно, на основе открытости, инициативы, диалога, искренности в общении, отказа от критики и оценки партнера по общению. Например, в познавательной форме нетрадиционным методом можно провести родительское собрание по мотивам телевизионных игр: «КВН», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца». А также организовать мастер – классы, экскурсии, консультации, семинары - практикумы и др.
Актуальной задачей во взаимодействии с родителями продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и помощи специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких – то конкретных и важных случаях и вопросах семьи.
Таким образом, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показывает, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей становится более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература:
1. Арнаутова Е. П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
2. Евдокимова Н. В., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья : методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон. 2002 – 147с.