Анна зайкова
Современные формы сотрудничества с родителями в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные формы сотрудничества с родителями в условиях ДОУ
Зайкова А. В., воспитатель
В настоящее время дошкольное образование регулируется федеральным законом «Об образовании», где переход российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты неразрывно связан с радикальным повышением уровня информатизации всей системы образования.
Публикация «Современные формы сотрудничества с родителями в условиях ДОУ» размещена в разделах
Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОСДО) большое внимание уделяет работе с родителями, где основной задачей является взаимодействие с семьей (где одним из основных принципов дошкольного образования является: Сотрудничество Организации с семьей (ч. 1, п. 1.2., п. п. 5).) для более эффективной организации деятельности детского сада и «полноценного развития личности ребенка». Сотрудничество в данном случае рассматривается как высший, максимально эффективный, результативный, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс, характеризирующийся единством целей, полным принятием сторонами друг друга и взаимным дополнением действий. Исходя из этого, целью педагога становится организация сотрудничества с родителями и привлечения их в формирование и выстраивание образовательной среды, заинтересованного участия в педагогической деятельности и воспитательно-образовательном процессе. Подобным образом, мы организуем совместную работу для решения проблемы «полноценного развития личности ребенка».
В связи с этим становится актуальным поиск новых форм для привлечения родителей. По моему опыту работу (из моего опыта работы, одной из востребованной, эффективных разновидностей общения и сотрудничества с родителями дошкольников является наглядно-информационная форма работы, а именно создание информационных сообщений и писем для родителей, под которым понимается печатный или электронный документ, направленный на информирование об:
-учебных занятиях и результатах (его достижениях ребенка в сравнении с предыдущими результатами);
- непосредственной образовательной деятельности и режимных моментов;
-характере взаимоотношений со сверстниками, воспитателями;
-участия в жизни детского сада;
-развитие творчества и познавательных интересов;
- приглашения к сотрудничеству, предложения взаимодействия в планируемых мероприятиях;
- советы, рекомендации по воспитанию детей;
- благодарность родителям.
Они решают следующие задачи:
- через открытость ДО и информированность (в соответствии с ФГОС ДО)
создание условий для сотрудничества с семьей каждого воспитанника;
- разработка и внедрение разнообразных информационных форм работы для активного включения родителей в жизнь детского сада;
- формирование условий для совместной деятельности в образовательном процессе, объединение усилий и общности интересов для развития потенциала детей и его реализацию.
Информированность сторон об особенностях развития систем воспитания (семейной и общественной) наряду с включенностью в совместную деятельность и ценностным отношением друг другу является важным моментом в критерии качества сотрудничества детского сада и семьи.
Давайте, разберем, какие информативные методы и виды информационных сообщений и писем могут быть использованы для организации работы с семьями воспитанников:
1. Информационный стенд
Такой метод до сих пор остается эффективным, хотя и является традиционным способом передачи информации родителям. Как правило, это материал рекомендательного характера. Из положительных сторон такого метода: передача большого объема важной информации теоретического характера и удобное для родителей время для изучения информации.
2. Информационные листы
Краткое целевое информирование по определенным, в том числе актуальным вопросам, могут размещаться как на стене, так и быть непосредственно раздаточным материалам виде информационных листовок «Для чтения дома». Информационные листы могут содержать: Советы на одну из тем по воспитанию, волнующие вопросы, объявления о собраниях, событиях, экскурсиях и т. д. Такие листы позволяют знакомить родителей с воспитательно-образовательными стандартами и принципами для выработки единого подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребенка.
3. Организация сообщества в соц. сетях или мобильных приложениях
Для организации сообщества в соц. сетях (Vk, OK, Instagram) или мобильных приложениях Viber, WhatsApp и т. п., мы создаем группу с доступом только для родителей воспитанников. Это разносторонний способ коммуникации, так как родители являются не только приемниками сообщений, размещаемых воспитателем, но и могут давать обратную связь в виде комментариев, обмениваться мнением друг с другом, вести дискуссию т. е. быть источником. Тогда связь между воспитателем и родителями имеет двусторонний характер. Кроме выше перечисленного к положительным моментам можно отнести:
- оперативность в скорости доставки информации; рассылаемые сообщения доступны в любое время суток всем родителям (участникам группы) как коллективно, так и индивидуально; высокая читаемость таких сообщений (как пишут интернет источники, личные письма внутри соц. сетей и моб. приложений открывают до 85% пользователей); высокая мобильность позволяет использовать камеру телефона для фото и видео и сразу же размещать его в группе. Например, так у нас родилась информационная электронная фоторубрика в мобильном приложении «Один день из жизни замечательных детей», где в режиме «онлайн» родители могут посмотреть, чем занимаются детишки. Не менее популярны и всегда находят положительные отклики видеорубрики «Наши детки» с праздников и спортивных мероприятиях, где у любого родителя есть возможность быть в курсе образовательно-воспитательного процесса и всех событий, происходящих в дет. саду. Особенно это актуально для младших групп, где не всегда разрешено присутствовать родителям. Для этих же целей нередко используются мультимедийные презентации.
4. «Объявления и специальные памятки для родителей»
Для того, чтобы привлечь родителей к сотрудничеству в организационные моменты, помогает использование стратегия создания актуальных и оригинальных в своей подачи объявлений и специальных памяток. Они должны быть короткими, структурированными, призывающими к решению различных образовательных задач и к сознательной совместной деятельности с детским садом. Данные объявления и памятки можно вывешивать на видном месте в приемной, а также публиковать в соц. сетях и мобильных приложениях.
Такая форма обращений, как правило, составляется из интересов и запросов детей. Они призывают взрослых к взаимодействию с детьми, поддержки инициативы и сотрудничеству. Объявления, обращенные от имени детей лично к родителям не могут не вызвать ответную реакцию и побуждает к действию.
Ниже приведены один из вариантов такого объявления и памятки для родителей:
Объявляем конкурс «Подушки-подружки»!
Дорогие мамы и папы! Каждое утро мы собираемся на ковре в дружный кружочек, играем делимся новостями и планируем свой день.
Чтобы нашим хвостикам было тепло и удобно, пожалуйста сделайте для нас подушечки. Мы вам будем очень благодарны.
Ваши детки
Дорогие взрослые!
Мы учимся говорить, объяснять свои желания. Старайтесь говорить понятно и красиво, тогда и мы научимся делать так же. Не поддовайтесь нашим провокациям, произносите слова правильно.
Ваши дети
5. «Почтовый ящик»
Порой у современных родителей нет времени на беседу с педагогом напрямую или же часто не умеют и не хотят найти общий язык с педагогом. В этом случае для обращений (вопросы, предложения, советы) к педагогу или в адрес специалиста (заведующая, методист, медсестра, психолог) детского сада используется «Почтовый ящик». В любое свободное время родители могут задать вопрос на бумаге и положить в ящик. В современном варианте может использоваться электронная почта, куда родители могут отсылать свои запросы и пожелания круглосуточно.
6. Благодарственные письма
Благодарственные письма или рубрика «Благодарим» должны быть обязательны присутствовать в работе с семьями воспитанников. Любой человек нуждается в положительной оценке своего труда, поэтому благодарность родителям, которые оказывают помощь и участвуют в жизни ДОУ, актуальна всегда и везде. Такие морального поощрения могут быть в виде документа, стихотворных строк со словами похвалы, фотоотчетов «Панорама добрых дел», публичной благодарности.
Чтобы выяснить актуальность и пользу и необходимость современных форм сотрудничества с родителями, оценить результаты этого сотрудничества можно использовать различные методы: выяснить в индивидуальных и групповых беседах с родителями, на родительских собраниях, консультациях, Днях открытых дверей, через анкетирование и как пишет Н. В. Додокина, чье мнение мне близко, это постоянный социально-педагогический мониторинг- наблюдение за развитием взаимодействия детского сада и семьи (в системах «родители - дети», «педагоги- дети», «педагоги – родители»); анализ, оценка получаемых результатов; уточнение программы и плана взаимодействия.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что в настоящее время сотрудничество между педагогами и семьями воспитанников приобретают новые признаки и формы, поиск которых всегда остается актуальным. Данные формы работы помогают объединение усилий для развития и воспитания детей полноценного человека. Необходимо помнить, что для достижения высоких результатов работы и удовлетворения интересов всех сторон воспитательно-образовательного процесса возможно при установлении партнерских сотруднических отношений, систематичности совместной работы семьи и ДОО, профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры Родителей.
1. Евдокимова Е. С., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. – М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 144 с.
2. Михайлова-Свирская Л. В. Работа с родителями : пособие для педагогов ДОО / Л. В. Михайлова-Свирская. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2017. – 128с.
3. Гладко М. На связи с родителями: 11 современных способов связи с родителями учеников [Электронный ресурс]./ М. Гладко - Режим доступа: https://pedsovet.su/klass/6362_sposoby_svyazi_s_roditelyami