Татьяна Регентова
Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Основной ценностью ФГОС ДО как нормативного документа стала его ориентация на психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. В связи с этим на сегодняшний день неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений является грамотно организованное построение психолого – педагогического сопровождения в целях реализации права воспитанников на полноценное и гармоничное развитие в процессе их социализации и индивидуализации. Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития воспитанника на каждом его возрастном этапе в ситуациях взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Публикация «Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Уголки и центры в группах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2015
В своей методической разработке я хочу поделиться опытом построения психолого – педагогического сопровождения воспитанников раннего возраста в нашем дошкольном учреждении. Работу по сопровождению воспитанников на данной возрастной ступени мы условно делим на четыре этапа.
I – начальный - подготовка детей и родителей к посещению ДОУ (организация работы в ЦИПР, дни открытых дверей - приглашаем родителей посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды; патронаж семей, организация собрания для родителей детей, поступающих в ДОУ).
II – адаптационный - сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ. В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.
III - сопровождение детей в группах раннего возраста.
IV - подведение итогов.
I этап сопровождения начинается с функционирования ЦИПР. В рамках инновационной площадки с 2009 года на базе нашего дошкольного учреждения открыт Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Актуальность открытия такого Центра не падает до сих пор, а с введением ФГОС приобретает большую значимость. Ведь одной из базовых ценностей ФГОС является психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам поддержания и укрепления всех компонентов здоровья ребё нка: физического, нервно – психического и социально – психологического. Эта задача в условиях ЦИПР является приоритетной, определяя цель его функционирования - оказание конкретной помощи родителям в развитии малышей, адаптации их к новому жизненному этапу – поступлению в ДОУ. Таким образом, ЦИПР является организованным социальным институтом в поддержку семье. В нем функционируют 3 возрастные группы: с 6 – 9 мес., с 9 – 12 мес., с 1 – 1,5 лет. Соответственно работу по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников мы начинаем вести именно с данной возрастной ступени – с 6 месяцев.
Вашему вниманию я предлагаю модель организации психолого – педагогического сопровождения воспитанников в данном Центре. Представим спираль. Взаимодействие участников образовательной деятельности в системе триады «педагог – ребёнок – родитель» – процесс многогранный, циклический, разворачивающийся по такой спирали. Переход к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «ЦИПР (педагоги) – СЕМЬЯ (ребёнок + родитель)» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента зачисления ребёнка в ЦИПР и до его поступления в детский сад. Рассмотрим каждую фазу.
1 фаза. Открытие.
Задачи: разработка педагогами планирования работы, проектов взаимодействия, проведение общего агитационного собрания, знакомство родителей с общими целями и задачами ЦИПР по психолого – педагогическому сопровождению, составление договора о зачислении ребёнка в ЦИПР, оформление необходимой документации.
Задачи психолого – педагогического сопровождения :
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
Таким образом, основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающие его взрослые (педагоги и родители) вступают в особый тип взаимоотношений. В таких рамках ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослые передают малышу необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создают ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.
2 фаза. Прояснение ожиданий, согласование.
Задачи: знакомство с педагогами, осуществляющими образовательную деятельность в ЦИПР, основным содержанием проведения их игровых сеансов и другими формами взаимодействия. Используя метод формата конечного результата, выясняем ожидания родителей от их сотрудничества с ЦИПР, обсуждаем роли педагогов и родителей в решении задач развития и воспитания ребёнка : Что хочет родитель (семья) для своего ребёнка?- Что предлагает ЦИПР? – Что можно сделать сообща, в тесном сотрудничестве? – Конечный результат. Таким образом, на данном этапе происходит согласование и прогнозирование развития взаимодействия триады : «педагоги ЦИПР – семья (родители + ребёнок)» с опорой на ответственность сторон.
3 фаза. Взаимодействие участников образовательного процесса в ЦИПР.
Задачи: непосредственно образовательная деятельность педагогов (проведение игровых сеансов, проведение активных форм взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – родитель».
Основой содержания проведения игровых сеансов с воспитанниками Центра и их родителями выступают 5 образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:
• Физическое развитие (игровые сеансы по физическому развитию,
• Речевое развитие (игровые сеансы по развитию речи,
• Художественно – эстетическое развитие (игровые сеансы по музыке,
• Познавательное развитие (игровые сеансы по сенсорному развитию,
• Социально – коммуникативное развитие (игровые сеансы с педагогом – психологом).
Психолого – педагогическое сопровождение в ЦИПР предполагает реализацию следующих принципов:
Мультидисциплинарность, непрерывность и системность сопровождения. Педагоги, социальные партнеры, психолог, родители должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих взрослых должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата.
• Следование за естественным развитием воспитанников на данном возрастном этапе его жизненного пути, соблюдение интересов родителей и воспитанников.
•Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих участникам образовательного процесса Центра выстраивать многогранное объёмное взаимодействие в триаде «ребенок – педагог – родитель».
Таким образом, наша модель психолого – педагогического сопровождения воспитанников ЦИПР основана на тесном взаимодействии и сотрудничестве триады «ребенок – педагог – родитель».
Японский поэт Мацуо Басё писал:
О, сколько их на полях!
Но каждый цветёт по – своему, -
В этом высший подвиг цветка!
Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Тогда мы с вами, совместно с родителями, выступаем в качестве садовников, помогающих при грамотной организации образовательной деятельности раскрыться каждому ребёнку – цветку. Организуя психолого – педагогическое сопровождение воспитанников ЦИПР, мы стремимся, чтобы малыш, перешагивая порог дошкольного учреждения, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, чего ранее не видел, а увидев, заинтересовался бы и с уверенностью шагнул нам навстречу.