Приложение МААМ

Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка

Татьяна Регентова
Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка
▼ Скачать + Заказать документы

Основной ценностью ФГОС ДО как нормативного документа стала его ориентация на психолого – педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. В связи с этим на сегодняшний день неотъемлемой частью деятельности дошкольных учреждений является грамотно организованное построение психолого – педагогического сопровождения в целях реализации права воспитанников на полноценное и гармоничное развитие в процессе их социализации и индивидуализации. Психолого-педагогическое сопровождение - система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития воспитанника на каждом его возрастном этапе в ситуациях взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Публикация «Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка» размещена в разделах

В своей методической разработке я хочу поделиться опытом построения психолого – педагогического сопровождения воспитанников раннего возраста в нашем дошкольном учреждении. Работу по сопровождению воспитанников на данной возрастной ступени мы условно делим на четыре этапа.

I – начальный - подготовка детей и родителей к посещению ДОУ (организация работы в ЦИПР, дни открытых дверей - приглашаем родителей посетить группы раннего возраста, посмотреть организацию окружающей среды; патронаж семей, организация собрания для родителей детей, поступающих в ДОУ).

II – адаптационный - сопровождение детей в период адаптации к условиям ДОУ. В адаптационный период мы знакомим родителей с организацией жизни малыша в детском саду, режимом питания, режимом дня, с образовательной программой, с воспитанием у ребенка культурно – гигиенических навыков и навыков самообслуживания, с особенностями адаптационного периода.

III - сопровождение детей в группах раннего возраста.

IV - подведение итогов.

I этап сопровождения начинается с функционирования ЦИПР. В рамках инновационной площадки с 2009 года на базе нашего дошкольного учреждения открыт Центр игровой поддержки для детей раннего возраста не посещающих ДОУ. Актуальность открытия такого Центра не падает до сих пор, а с введением ФГОС приобретает большую значимость. Ведь одной из базовых ценностей ФГОС является психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам поддержания и укрепления всех компонентов здоровья ребё нка: физического, нервно – психического и социально – психологического. Эта задача в условиях ЦИПР является приоритетной, определяя цель его функционирования - оказание конкретной помощи родителям в развитии малышей, адаптации их к новому жизненному этапу – поступлению в ДОУ. Таким образом, ЦИПР является организованным социальным институтом в поддержку семье. В нем функционируют 3 возрастные группы: с 6 – 9 мес., с 9 – 12 мес., с 1 – 1,5 лет. Соответственно работу по психолого-педагогическому сопровождению воспитанников мы начинаем вести именно с данной возрастной ступени – с 6 месяцев.

Вашему вниманию я предлагаю модель организации психолого – педагогического сопровождения воспитанников в данном Центре. Представим спираль. Взаимодействие участников образовательной деятельности в системе триады «педагог – ребёнок – родитель» – процесс многогранный, циклический, разворачивающийся по такой спирали. Переход к продуктивному взаимодействию (от низкого к высокому уровню спирали) в системе «ЦИПР (педагоги) – СЕМЬЯ (ребёнок + родитель)» возможен, если каждая сторона проявляет активность и ответственность на всех фазах цикла: с момента зачисления ребёнка в ЦИПР и до его поступления в детский сад. Рассмотрим каждую фазу.

1 фаза. Открытие.

Задачи: разработка педагогами планирования работы, проектов взаимодействия, проведение общего агитационного собрания, знакомство родителей с общими целями и задачами ЦИПР по психолого – педагогическому сопровождению, составление договора о зачислении ребёнка в ЦИПР, оформление необходимой документации.

Задачи психолого – педагогического сопровождения :

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Таким образом, основная задача сопровождения – создание ситуаций развития, в которых ребенок и сопровождающие его взрослые (педагоги и родители) вступают в особый тип взаимоотношений. В таких рамках ребенок проживает полноценный детский опыт, решая задачи возраста, а взрослые передают малышу необходимые средства, позволяющие решать данные задачи, и создают ситуации, актуализирующие его потенциальные ресурсы.

2 фаза. Прояснение ожиданий, согласование.

Задачи: знакомство с педагогами, осуществляющими образовательную деятельность в ЦИПР, основным содержанием проведения их игровых сеансов и другими формами взаимодействия. Используя метод формата конечного результата, выясняем ожидания родителей от их сотрудничества с ЦИПР, обсуждаем роли педагогов и родителей в решении задач развития и воспитания ребёнка : Что хочет родитель (семья) для своего ребёнка?- Что предлагает ЦИПР? – Что можно сделать сообща, в тесном сотрудничестве? – Конечный результат. Таким образом, на данном этапе происходит согласование и прогнозирование развития взаимодействия триады : «педагоги ЦИПР – семья (родители + ребёнок)» с опорой на ответственность сторон.

3 фаза. Взаимодействие участников образовательного процесса в ЦИПР.

Задачи: непосредственно образовательная деятельность педагогов (проведение игровых сеансов, проведение активных форм взаимодействия в триаде «педагог – ребёнок – родитель».

Основой содержания проведения игровых сеансов с воспитанниками Центра и их родителями выступают 5 образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

• Физическое развитие (игровые сеансы по физическому развитию,

• Речевое развитие (игровые сеансы по развитию речи,

• Художественно – эстетическое развитие (игровые сеансы по музыке,

• Познавательное развитие (игровые сеансы по сенсорному развитию,

• Социально – коммуникативное развитие (игровые сеансы с педагогом – психологом).

Психолого – педагогическое сопровождение в ЦИПР предполагает реализацию следующих принципов:

Мультидисциплинарность, непрерывность и системность сопровождения. Педагоги, социальные партнеры, психолог, родители должны работать в команде, используя единые методы и опираясь на общую систему ценностей. Работа сопровождающих взрослых должна быть согласована, только в этом случае можно добиться желаемого результата.

• Следование за естественным развитием воспитанников на данном возрастном этапе его жизненного пути, соблюдение интересов родителей и воспитанников.

•Ориентация деятельности на создание условий, позволяющих участникам образовательного процесса Центра выстраивать многогранное объёмное взаимодействие в триаде «ребенок – педагог – родитель».

Таким образом, наша модель психолого – педагогического сопровождения воспитанников ЦИПР основана на тесном взаимодействии и сотрудничестве триады «ребенок – педагог – родитель».

Японский поэт Мацуо Басё писал:

О, сколько их на полях!

Но каждый цветёт по – своему, -

В этом высший подвиг цветка!

Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Тогда мы с вами, совместно с родителями, выступаем в качестве садовников, помогающих при грамотной организации образовательной деятельности раскрыться каждому ребёнку – цветку. Организуя психолого – педагогическое сопровождение воспитанников ЦИПР, мы стремимся, чтобы малыш, перешагивая порог дошкольного учреждения, не боялся, а удивлялся, радовался и восхищался тем, чего ранее не видел, а увидев, заинтересовался бы и с уверенностью шагнул нам навстречу.

Публикации по теме:

Консультация «Модель психолого-педагогического сопровождения профессионального роста педагогических работников» В условиях модернизации в системе российского дошкольного образования развитие кадрового потенциала является важнейшим направлением деятельности.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Конспект итогового занятия в Центре игровой поддержки ребенка «Путешествие на поезде» Цели: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Соотносить выразительные движения со словом. Развивать речевой слух, артикуляционный.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения художественно одарённого ребенка Индивидуальный маршрут Психолого-педагогического сопровождения Художественно-одарённого ребенка ___ Старшая группа.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения способного воспитанника ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СПОСОБНОГО ВОСПИТАННИКА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «РАДУГА» МДОУ.

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанника, имеющего затруднения в развитии ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКА,ИМЕЮЩЕГО ЗАТРУДНЕНИЯ В РАЗВИТИИ ВО II МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «РАДУГА».

Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения воспитанников ДОУ 1. Сведения о ребёнке Ф. И. ребёнка ___ Шифр ___ Возрастная группа.

Конспект занятия по физкультуре в Центре игровой поддержки ребенка У нас в саду есть группа по ЦИПРу,куда ходят мамочки с детками,для них проводится мной занятие по физкультуре, куда я дополнительно включила.

Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты» Пояснительная записка Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка
Опубликовано: 25 декабря 2015 в 00:09
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современная модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в Центре игровой поддержки ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Регентова (УИ 358499) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД