МИЛАНА ЗАНДАКОВА
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей «Юные таланты»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности.
Публикация «Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей „Юные таланты“» размещена в разделах
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Общая тенденция развития современного общества такова, что творческий поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Подготовка ребенка к жизни в современных условиях предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений на уровне общества. В связи с этим появились образовательные учреждения, ставящие своей задачей выявление и развитие таких детей.
Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми. Однако одаренные дети обычно быстро понимают собственное превосходство, из-за этого они становятся лидерами или отталкивают от себя всех окружающих. Поэтому нашему ДОУ ближе динамический подход как одно из направлений в изучении проблемы одаренности, который рассматривает одаренность как интегративное, не сводимое к интеллекту, креативности или когнитивным функциям свойство личности. Данная теория на первый план выводит проблему развития детской одаренности, потенциала каждого ребенка, осуществляя переход «от диагностики отбора к диагностике развития». В данном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности.
Цель: содействие в выявлении, поддержке и развития воспитанников с признаками одаренности, их самореализации, сохранении психологического и физического здоровья.
Задачи:
1. Выявление совместно со специалистами ДОУ воспитанников с признаками одарённости в различных областях деятельности.
2. Разработка и проведение воспитателями и педагогами дополнительного образования индивидуального маршрута сопровождения воспитанников с признаками одарённости.
3. Разработка форм подведения итогов реализации данной рабочей программы.
4. Развитие способностей воспитанников в выявленных областях деятельности педагогами дополнительного образования учреждения.
5. Содействие социализации, формированию коммуникативных навыков.
6. Развитие эмоциональной устойчивости, формирование навыков саморегуляции в преодолении стресса, поведения в экстремальной ситуации (конкурсы, фестивали).
7. Обеспечение поддержки родителей (законных представителей) и воспитателей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей.
Срок реализации: 2015-2016 учебный год.
Участники программы : педагоги, воспитанники, родители.
Формы работы с одаренными детьми :
• кружки по интересам
• конкурсы, викторины
• спортивные состязания
• выставки прикладного искусства
• индивидуальные выставки
• исследования динамики развития
• оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка
• проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков
• цикл занятий развития и воспитания детей с признаками одарённости по индивидуальному маршруту сопровождения.
Структура работы:
1. Диагностический блок.
2. Подготовительный блок.
3. Конкурсный блок.
4. Развивающе – презентационный.
Ожидаемые результаты:
• Самореализация детей через участие в конкурсах, марафонах, фестивалях, соревнованиях, олимпиадах.
• Формирование целостной постоянно функционирующей системы психолого-педагогического сопровождения и поддержки одаренных и талантливых детей.
• Создание постоянно обновляемой информационной базы данных талантливых и способных детей ДОУ.
• Своевременное оказание психолого-педагогической помощи детям с особыми возможностями в случае необходимости (коррекция психоэмоционального состояния, профилактика учебных перегрузок, содействие социальной адаптации) .
• Совершенствование профессионального мастерства педагогов в сфере психолого-педагогических основ способностей.
Необходимые условия для реализации:
• Активность всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Работа с талантливыми, одаренными детьми в детском саду может быть реализована в рамках образовательной программы ДОУ через организацию индивидуальной и подгрупповой работы специалистов и работы психолога.
Одна из важных задач в нашем дошкольном учреждении – организация образовательного процесса, благотворно влияющего на развитие способностей ребенка, формирование его творческой личности. В основу образовательной программы нашего ДОУ входит программа «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, разработанная с учетом новых ФГОС, направленная на развитие разнообразных видов детской творческой деятельности.
Понятие способностей выступает в качестве одного из базисных понятий, на котором может основываться концепция развития ребенка. Развитие способностей дает ребенку возможность уже в дошкольном возрасте наиболее полно проявить себя в познании, творчестве, в самых разных видах детской деятельности.
В последние годы работа с одарёнными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства. В центре внимания общества находится проблема развития творческого потенциала одаренных детей. Вопросы обучения и воспитания одаренных детей имеют важное общественное значение: талантливый человек - особая ценность для общества. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.
Диагностический инструментарий
С детьми:
1. Тест креативности П. Торренса «Дорисуй фигуры»;
2. Методика В. С. Юркевич «Дерево желаний»;
3. Методика «Два домика» (Т. Марцинковская).
С педагогами:
1. Тест «Насколько вы разбираетесь в проблеме воспитания одаренности?» В. С. Юркевич;
2. Анкета выявления одаренности в разных сферах по методике А. И. Савенков;
3. Анкета для воспитателей во выявлению интересов и склонностей воспитанников с признаками одаренности.
С родителями:
1. Опросник экспертной оценки одаренности для дошкольников Дж. Рензулли, Р. Хартман, К. Каллахэн;
2. Методика «Определение склонностей ребенка».
Алгоритм распределения детей по интересам
1. Посещение детьми занятий со специалистами.
2. Психодиагностика : анкетирование родителей, педагогов, тестирование детей.
3. Опрос детей о желании или нежелании посещать занятия.
4. Согласие родителей на посещение ребенком занятия.
5. Заполнение карты индивидуальных особенностей и интересов дошкольника.
6. Зачисление ребенка на занятия на основании полученных сведений.
Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:
• дети с высоким общим уровнем умственного развития;
• дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической).
Виды одаренности :
• академическая (мотивационно- личностные характеристики, способности к обучению);
• творческая (художественная, вокальная, литературная, артистическая, конструктивная одаренность);
• психомоторная (спортивная и хореографическая одаренность);
• коммуникативная (лидерская и социально- личностная одаренность).