Юлия Мягкова
Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей дошкольного возраста. В современном представлении понятие «качество образования» не сводится к обученности воспитанников ДОУ, набору знаний и навыков, а связывается с понятием «социальное благополучие», «защищенность». Соответственно, сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть ограничена рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья, коррекцию речевых нарушений.
Публикация «Организация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях ДОУ» размещена в разделах
Важнейшей задачей образовательного учреждения является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, что предполагает:
-квалифицированную комплексную диагностику возможностей и способностей ребёнка.
-участие специалистов системы сопровождения в реализации образовательных и парциальных программ.
-обеспечение его психологической и физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребёнку в проблемных ситуациях.
-психологическую помощь семьям детей.
Постоянный поиск эффективных способов организации коррекционно-развивающей работы с детьми с проблемами речевого нарушения привёл к созданию модели комплексного сопровождения детей в условиях дошкольного учреждения.
В нашем дошкольном образовательном учреждении используется система коррекционного образования дошкольников с речевыми расстройствами, в котором осуществляется помощь детям с нарушением речи. Детям с тяжёлыми нарушениями речи, у которых речевые расстройства сопровождаются разнообразной сопутствующей патологией (соматическая ослабленность, разнообразная неврологическая симптоматика) предоставляется специальная коррекционная помощь.
Основной целью данной деятельности является рациональное осуществление совместными усилиями специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей комплекса воспитательных и коррекционных мер, направленных на укрепление и развитие психофизического здоровья ребёнка с тяжёлыми речевыми расстройствами.
Наша работа по психолого-педагогическому сопровождению состоит из следующих блоков:
- мониторинг (позволяет с одной стороны, на основе выявленных особенностей каждого ребенка разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, осуществлять индивидуальный подход, а с другой стороны, оценивать индивидуальное продвижение, прогнозировать траекторию развития конкретного ребенка, позволяет наиболее точно оценить результативность работы службы сопровождения с конкретным ребенком);
- коррекционная работа предполагает оказание логопедической помощи ребенку в зависимости от сложности речевого дефекта;
- психологическое просвещение и образование способствует формированию психологической культуры, развитию психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей.
На основе результатов мониторинга составляется план работы, который предусматривает мероприятия лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера и включает основные направления деятельности всех специалистов службы сопровождения.
План работы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи состоит из следующих блоков:
1. Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребёнка.
2. Психологическое сопровождение.
3. Музыкально-коррекционное развитие
4. Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
5. Коррекционно-развивающая деятельность родителей.
Организатором взаимодействия специалистов в коррекционно-педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения является учитель-логопед. Он планирует и координирует совместную деятельность по коррекции психофизического и речевого развития дошкольников.
Родители являются полноправными участниками воспитательно – образовательного процесса. Они должны иметь всю информацию о том, какое психологическое и педагогическое воздействие оказывается на их ребёнка в дошкольном учреждении. Регулярно информировать их об успехах, обсуждать перспективы работы. Профессионализм педагогов в работе с родителями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получили максимум информации и положительных эмоций по поводу своего ребёнка. Вовлечение родителей в коррекционно-педагогическое воздействие влечет за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности специалистов, а также изменит характер отношения родителей к ребенку и особенностям его речевого развития.
Реализация комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с общим недоразвитием речи в условиях дошкольного образовательного учреждения значительно повышает эффективность логопедической работы и дает положительные результаты коррекционного взаимодействия:
– позитивная адаптация к условиям дошкольного учреждения, динамика психофизического и интеллектуального развития при активном включении в коррекционно-развивающий процесс; развитие личности ребёнка, приобретение социального опыта и создание основы для социальной адаптации;
– развитие психолого-педагогической компетенции, профессиональное самосовершенствование и самореализация через использование эффективных форм, методов и приёмов работы, приобретение навыков работы в системе комплексного сопровождения детей оказания им необходимой психолого - педагогической помощи и поддержки;
– получение квалифицированной психолого-педагогической помощи по воспитанию и развитию ребёнка, решению проблемных психологических ситуаций детско-родительских отношений, овладение основами знаний детской педагогики и психологии, включение в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения.
Организация совместной коррекционной деятельности позволяет определять основные направления, цели и задачи коррекционно-педагогической работы, умело реализовывать индивидуально-образовательные маршруты и другие личностно-ориентированные формы общения с детьми.