Омельчук Ольга Александровна
Совместный досуг учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми ОВЗ старшей группы «Загадай желание»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы:
Немцова В. М. учитель-логопед
Омельчук О. А. педагог-психолог
Аннотация.
В данной статье представлено развлекательное мероприятие для старших дошкольников, имеющих статус ОВЗ, которое способствовало формированию у них представлений о важности умения работать в команде. Рассмотрены направления работы специалистов, организации их взаимодействия.
Методы и технологии обучения,
используемые в предварительной работе.
Методы:
• рассказ, инструктаж;
• словесный с применением наглядности;
• практическая работа;
• объяснительно – иллюстративный;
• проблемно-поисковый.
Публикация «Совместный досуг учителя-логопеда и педагога-психолога с детьми ОВЗ старшей группы „Загадай желание“» размещена в разделах
- Логопедические и речевые праздники и развлечения. Сценарии
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Технологии обучения:
• Игровая;
• Здоровьесберегающая;
• Информационная;
• Технология сотрудничества.
• Логоритмика
Цель и задачи:
- создание условий для взаимодействия детей друг с другом, способствующих формированию навыка сотрудничества, положительного отношения друг к другу, предоставление возможности проявления взаимовыручки, дружеских отношений между детьми;
- развитие произвольности поведения;
- воспитание уверенность в себе у застенчивых детей;
- развитие образного мышления, гибкости мышления, восприятие, развитие воображения, творческой активности;
- развитие дыхательного аппарата, контроль силы дыхания – как артикуляционное упражнение для детей с проблемами речевого развития;
- развитие умения составлять распространенные и сложноподчиненные предложения по картинкам и вопросам педагога;
- развитие чувства композиции;
- активизация предметного словаря по теме «Дружба»;
- продолжение формирования навыков фразовой речи (строить предложения по демонстрируемому действию);
- продолжать учить согласовывать действия и сопровождать их речью;
- формирование навыка образования относительных прилагательных;
- формирование общей и мелкой моторики;
Демонстрационное оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, белая магнитная доска, магниты, видеозапись, аудиозапись, тематические картинки «Хорошо-плохо», елка, макет избушки.
Раздаточное оборудование: клей, бумажные заготовки: лицо, рот, нос, глаза, коктейльные трубочки, жидко разведенные краски, пипетки, салфетки, клей-карандаш.
I. Вводная часть.
Дети входят в зал.
Педагог - психолог:
Здравствуйте ребята, давайте все возьмемся за руки и сделаем большой круг.
Крепче за руки беритесь,
в круг веселый становитесь
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.
Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.
Учитель-логопед:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро приветливым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлиться до вечера. (Н. Красильников)
- Здравствуйте, я.
(дети представляются и здороваются друг с другом)
- Здравствуйте (обращаются к гостям)
II. Основная часть.
Педагог - психолог:
- Посмотрите, что за дерево у нас стоит!
Ответы детей (Елка)
А вы знаете, что Елка это необычное дерево, особенно в преддверии самого сказочного праздника.
- Какой праздник к нам придет уже совсем скоро?
Ответы детей (Новый год)
- Вы, конечно, правы.
- Ой, что это, ребята, там на елке лежит?
Ответы детей (Конверт)
- Правильно, а в конверте (открывается конверт и достается письмо)
- Давайте посмотрим, от кого же это письмо?
- От Деда Мороза и Снегурочки! (педагог читает письмо)
Дорогие ребята!
Возможно, Вы удивитесь, но Дед Мороз тоже иногда пишет письма. А получают их самые добрые, старательные, дружные мальчики и девочки. Мне очень приятно, что Вы такие. Я хочу пригласить Вас в мой сказочный лес.
А еще хочу открыть вам тайну. Есть у меня одна волшебная Елочка, которая может исполнять желания тех, кто умеет дружить. Но не все так просто. Желания могут быть исполнены только тогда, когда вы пройдете испытания в моем сказочном лесу.
Отправляйтесь в путешествие в сказочный лес. Оно будет непростым! Впереди Вас будет ожидать много испытаний, которые нужно будет преодолеть.
Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все свои знания, старательность, наблюдательность, хорошее настроение. Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда Ваше путешествие будет удачным.
Учитель-логопед:
- Ребята, я думаю, мы справимся со всеми испытаниями, которые приготовил нам Дед Мороз и Ёлочка непременно исполнит все ваши самые заветные желания. Ведь скоро Новый год - Самый сказочный праздник, когда случаются чудеса!
Педагог-психолог:
- Ребята, а Снегурочка оставила нам подсказку как нам попасть в волшебный лес и куда путь держать.
(Достает второй листок из конверта)
- Закройте глаза, хлопните три раза в ладоши и услышите звон колокольчика.
- Открывайте глаза, вы в волшебном лесу.
Ветхая избушка вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка из окна глядит.
Внукам-шалунишкам по колено снег.
Весел ребятишкам быстрых санок бег…
Бегают, смеются, лепят снежный дом,
Звонко раздаются голоса кругом…»
- Ребята, как вы думаете, куда Снегурочка путь указала? (ответы детей)
- Вы правы, вон к той избушке!
(дети подходят к избушке и садятся на стульчики. Перед ними две магнитные доски.
Учитель-логопед:
Беседа по картинкам: «Что такое хорошо – что такое плохо».
Цель: Расширение и обобщение знаний детей о хороших и плохих поступках. Учить детей отличать хорошее поведение от плохого. Обратить внимание на то, что хорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающим тебя людям и наоборот. Повторение и закрепление с детьми формы вежливых обращений с людьми. Обратить внимание детей, на то, что добрые слова должны сочетаться с добрыми поступками. Воспитание культуры общения, дружеских взаимоотношений, стремления поддерживать друзей, заботиться о них.
(показ картинок и беседа по ситуациям поведения детей в детском саду)
- Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием! Теперь мы точно будем знать, как ведут себя дружные, вежливые дети в детском саду.
Педагог-психолог:
(звучит мелодия метели)
- Ух, метель то как разгулялась, разбушевалась, ничего не видно! Все тропинки замела-перепутала. Не разберешь – куда идти? Надо нам сделать волшебное действие и сказать волшебные слова, чтобы вьюгу успокоить!
Упражнение – хоровод «Улитка»
Цели и задачи упражнения «Улитка»:
Такой хоровод-спираль взят из русской народной традиции. Слова для упражнения можно менять и придумывать свои. Смысл упражнения в том, чтобы дети почувствовали тесное соприкосновение друг с другом, потолкались.
Влившись в движение цепочки детских тел, ребенок объединяется с ними в единое тело-движение. От этого он испытывает сильнейший эмоциональный подъем: он такой огромный, его так много. Каждый отдельный участник ощущает себя в группе более сильным, бесстрашным, уверенным. В отношениях с миром он уже не пылинка. Маленькое «Я» ребенка приобретает себе дополнительное, более мощное социальное тело в виде группы сверстников, образующей нечто вроде «коллективного Я» в тот момент, когда дети тесно сплетаются в спираль. Ребенок не просто ощущает автономность своего тела, как это было при валянии. Через живое телесное взаимодействие с себе подобными ребенок начинает осознавать себя как телесную и одновременно социальную личность. В таком плотном соприкосновении познание самого себя и друг друга идет гораздо быстрее, чем на привычном приличном расстоянии. Для детей познать – это потрогать. При всем при этом надо действовать с пониманием – осторожно, чтобы ничем не навредить другим детям. Таким образом, это развивает телесную чуткость (эмпатию) по отношению к другому и навыки телесного общения при близком двигательном контакте человека с человеком.
- Дети берутся за руки, образуя цепочку. Педагог становится первым, держа левой рукой правую руку первого ребенка. Затем педагог кружится вокруг своей оси против часовой стрелки, так чтобы цепочка детей завернулась в спираль вокруг него, при этом он вместе с детьми приговаривает:
«Разгуляйся вьюга, разгуляйся, заплетайся тропка, заплетайся!
Когда все завернутся в плотную спираль, педагог начинает обратное движение. Поворачиваясь по часовой стрелке, он старается выйти из центра спирали, ведя за собой всю цепочку, таким образом спираль раскручивается.
«Успокойся, вьюга, успокойся, Расплетайся тропка, расплетайся».
Когда вся спираль развернулась, педагог поворачивается лицом к центру, берет за руку последнего ребенка, образуя круг: «Вот мы и успокоили вьюгу, прошли еще одно испытание»
Учитель-логопед
- Какие молодцы! Справились как ловко с вьюгой, устали, давайте с вами отдохнем, посидим на пенечках, загадки поотгадываем.
- Чтоб загадки отгадать, нужно тело нам размять
Пусть мороз трещит, вьюга в поле кружит –
Малышам-крепышам не страшна стужа.
Молодцы у нас ребята: сильные и смелые, дружные, умелые.
Упражнения для развития мышечного тонуса и ориентировки в пространстве.
Цель: формирование чёткой координации движений рук и ног, улучшение осанки, развитие слухового внимания, ориентировки в пространстве.
Мы слепили снежный ком, (Имитировать, как лепят снежки)
Ушки сделали на нем. (Приставить раскрытые ладошки к голове – «ушки»).
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас. (Указательными пальцами слегка прикасаться к уголкам глаз)
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и головой! (Рукой показать «хвост», положить обе ладони на голову.)
За усы не тяни –
Из соломинок они. (Погрозить пальцем.)
Длинные, блестящие
Точно настоящие. (Развести руки от носа в стороны.)
- Молодцы, ребята! Размялись, отдохнули, пора и загадки отгадывать.
Учитель-логопед и педагог-психолог:
Конверты-загадки.
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
Чтобы в цель попасть хоть раз,
Нужен острый, меткий. (Глаз)
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит,
То заходит, то выходит. (Нос)
Запах пирожков от роз
Отличать умеет (Нос)
Щиплет Дедушка Мороз
Ребятишек всех за. (Нос)
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю. (Губы и зубы)
Дом, где наш язык живёт,
Называем все мы. (Рот)
Педагог-психолог:
А загадки то не простые. Тут в каждом конверте что-то лежит.
(открываются конверты и достаются части лица: глаза, рот, нос в разных вариантах, на выбор детей, предварительно вырезанные). Это же отгадки!
- Я думаю, что Дед Мороз не просто так вложил ответы в эти конверты, они нам пригодятся.
Ребята, у вас у каждого есть друзья, которые не путешествовали с нами, но, я думаю, очень бы хотели. Я предлагаю вам сделать им приятное, и привести в подарок их портреты.
Творческое задание «Портрет друга»
Выполняется с помощью нетрадиционной техники рисования «Кляксография» (выдувание трубочкой) и аппликации заготовленных ранее частей лица: губы, нос, глаза.
Цель: развитие дыхательного аппарата, контроль силы дыхания – как артикуляционное упражнение для детей с проблемами речевого развития;
развитие образного мышления, гибкости мышления, восприятие, развитие воображения, творческой активности;
развитие чувства композиции;
воспитание уверенность в себе у застенчивых детей;
- Для создания портретов нам с вами понадобятся вот такие шаблоны лица.
(Показ шаблона)
Как видите они совершенно пустые. Чего не хватает?
(ответы детей)
Правильно. Нет волос, нет глаз, носа и рта. Вот для чего нужны были эти отгадки. Их мы с вами сейчас попробуем добавить в нашу работу и создадим уникальные портреты ваших друзей.
Инструкция:
На первом этапе нашей работы мы с вами нарисуем прически, рисовать мы будем красками.
Рисовать мы будем с помощью наших любимых инструментов, трубочек для сока и пипеток.
Сначала я напомню вам, как правильно нужно рисовать с помощью трубочки и пипетки и правила, которые очень важны во время рисования в этой технике.
Набираем в пипетку краску и капаем на бумагу капельки в том месте, где вы хотите нарисовать волосы. Затем берем трубочку и раздуваем эту капельку в разных направлениях, чтобы наша капелька краски расползлась по листу бумаги, оставляя причудливые следы.
Правила рисования в технике «Кляксография» выдувание трубочкой.
1. Трубочку нужно взять в одну руку, а второй рукой придерживаете лист бумаги, иначе он улетит, когда вы будете дуть.
2. Один конец трубочки вы обхватываете губами, второй конец трубочки поднесите к капельке краски.
3. По моей команде вы набираете много воздуха и резко выдуваете его в трубочку, раздувая краску.
4. Как только я скажу «Остановились», вы прекращаете дуть в трубочку, кладете ее на салфетку рядом и отдыхаете. Это самое важное правило, если его не выполнять, то может закружиться голова.
Второй этап. Пока наши замечательные прически сохнут, мы будем создавать лицо. Вы видите, в одной тарелочке лежат разные детали глаз, в другой разные детали губ и различные носы. Выбирайте нужные вам носы, глаза и губы, раскладывайте на лице, примеряйте, создавайте лицо. Как только подберете нужные детали, можете приклеивать.
(создание и рассматривание портретов)
III. Заключительная часть.
Рефлексия «Загадай желание»
- Ну вот мы с вами и добрались до волшебной Новогодней Ёлочки. Посмотрите, она вся сияет.
(Елка горит огоньками).
Ребята! Какие вы молодцы! Новогодняя Елка должна исполнить Ваше самое заветное желание. Давайте возьмемся за руки, встанем вокруг нашей елочки, закроем глаза и загадаем свое желание.
(Звучит музыка, дети загадывают желание, елочка сияет)
Наше путешествие подошло к концу. Вы сегодня были очень активными, смелыми, дружными, справились со всеми заданиями. Молодцы. Скажите, пожалуйста, что из нашего путешествия вам понравилось больше всего?
Ну что же. Пора нам возвращаться в детский сад. Гаснет свет, фонарики. Звучит песенка.
Список литературы.
1. Агранович З. С. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов детей». СПб. 2001г.
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. - М. : "Издательство Скрипторий, 2008. - 80 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. - М. : "Издательство Скрипторий 2003", 2008. - 72 с.
4. Ильина М. Н., Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. «Развития интеллекта и навыков общения ребенка посредством групповых игр» С-Пб, «Дельта» 1998.
5. «Развитие социальных компетенций у старших дошкольников в системе ДОУ» Научно-методическое пособие.
Под ред. Кривцовой С. В. - АСОУ, 2013г
6. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М:, Просвещение, 1991г.
7. «Игры в логопедической работе с детьми» пособие для логопедов под ред. Селиверстова В. И. 3-е изд. М. 1987г.
8. Слюсарь К. Н. «Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет» Москва, 2007г.
9. Сиротюк А. Л. «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» - М: АРКТИ, 2010.
10. Чистякова М. И. «Психогимнастика» М., Просвещение, 1990г.