Марина Агафонова
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
Малосалаирский детский сад комбинированного вида «Солнышко»
Совместная работа детского сада и семьи
в приобщении ребенка к культуре родного края
методические рекомендации
Исполнитель :
Агафонова Марина Леонидовна,
воспитатель МБДОУ Малосалаирский
детский сад комбинированного вида
«Солнышко»
Малая Салаирка 2016
Содержание
1. Введение…3
Публикация «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края» размещена в разделах
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
2. Теоретические аспекты организации… 6
3. Заключение…9
4. Список литературы…. 11
Введение
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Выражение «гражданин мира» все больше приобретает актуальное значение : расширяется общение, возрастает интерес к мировой культуре, истории и современности. Учитывая специфику, тенденции настоящего, возникает потребность воспитания тех качеств, которые помогают общаться, расти духовной личностью, ориентироваться в многообразии культур, уважать традиции не только своего народа, но и других. К сожалению, приводит к негативным явлениям ускоренный ритм жизни, обилие информации, неумение ориентироваться в жизненных ценностях.
Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей аксиологического опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. В этом возрасте наибольшая обучаемость, сила и глубина впечатлений. Поэтому он наиболее благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребенка, так как детский образ восприятия яркий и сильный, надолго остается в памяти. У ребенка развиваются черты характера, которые связывают его со своей страной, с народом. Дошкольник слышит народные песни, музыку, играет в народные игры, игрушками, получает впечатления от быта, о природе родного края, о труде, нравах и обычаях людей, среди которых он живет.
Любовь к Родине начинается с любви к семье, селу, месту, где живешь. Поэтому нужно уделять большое внимание ознакомлению дошкольников с культурным и историческим своеобразием родного края.
Так кому же принадлежит ведущая роль в патриотическом воспитании ребенка – детскому саду или семье? Рождаясь, ребенок попадает в самый близкий для него мир – семью. Именно с семьи ребенок начинает познавать жизнь, ощущать себя как значимую единицу. Самые близкие и убедительные примеры для малыша – отец и мать. Именно с родителей он берет пример, старается подражать и строит свое поведение. Близкие люди будят в малыше чувства и эмоции, которые потом сопровождают его всю дальнейшую жизнь. Самое глубокое чувство всех возрастов – любовь. У ребенка эта любовь к родителям. С возрастом она становится осознанной, появляются новые проявления: понимание, уважение, забота. На данном этапе взрослые учат малыша видеть и ценить добро, которое ему дарят. Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании личности очень большая. Ведь именно в семье малыш получает первые чувства гражданственности, социальный опыт.
И если детский сад устанавливает тесную связь с семьей, эффективнее будет приобщение дошкольников к культуре родного края. Поэтому необходимо подключать семью к процессу ознакомления дошкольников с родным краем. Важным условием работы детского сада с семьей является сотрудничество педагогического коллектива и родителей, открытость педагогического процесса. В настоящее время эта работа актуальна и трудна, требует большого терпения и такта, так как в молодых семьях нравственное воспитание не считают важным. Многие родители не находят времени для организации культурного досуга с детьми, ссылаясь на усталость и высокую загруженность делами.
Цель работы :
приобщение детей и родителей к истории и культуре родного края, сближение поколений, укрепление детско – родительских отношений.
Добиваясь основной цели, включив все ценности и традиции семьи в процесс воспитания дошкольников, решаются следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, детскому саду, селу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- создание в детском саду и в семье условий для саморазвития дошкольника как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к народным традициям
- развитие эмоциональности, любознательности, активности, общительности посредством погружения в особую предметную среду;
- содействие воспитателя и родителей всестороннему развитию ребенка, воспитанию патриотизма, гражданственности и реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с обычаями и традициями своего народа;
- реализация лучших семейных традиций и на этой основе приобщение дошкольника к культуре предков.
Основной принцип – приоритетность регионального культурного наследия;
- воспитание патриотизма, уважения к прошлому и настоящему;
- комфортность, сотрудничество;
- общечеловеческое развитие на основе семейных, местных, региональных и национальных традиций.
Теоретические аспекты организации
Одним из важных аспектов работы является тесное взаимодействие с родителями по вопросам приобщения к наследию прошлого, на основе их включения в проектную деятельность. Семья и ДОУ, как известно, два основных института социализации ребенка. Поэтому, педагогам необходимо помогать родителям восполнить имеющиеся у них пробелы в знаниях, научить сотрудничать с ребенком, любить и понимать его, вовлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс, применяя разнообразные формы их участия в различных мероприятиях.
Н. К. Крупская, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко заложили фундамент теории и практики основ патриотического воспитания, рассмотрели принципы патриотического воспитания – это расширение связей ребенка с окружающим миром через малое к большому, принцип приритетности регионального культурного наследия, принцип опоры на эмоционально – чувственную сферу дошкольника. В. А. Сухомлинский указывал, что «любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем».таким образом, вопросы патриотического воспитания всегда имели большое значение в воспитании подрастающего поколения. В современной России идея патриотического воспитания приобрела государственное значение и была разработана Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В качестве основополагающего фактора рассматривается национально – региональный компонент, при этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
У младших дошкольников приобщение к русскому народному творчеству идет через песенки, потешки, прибаутки, загадки, чтение русских народных сказок, драматизации, театрализованные представления, семейные праздники (Масленица, Рождество). В среднем дошкольном возрасте формируются нравственно – патриотические качества на ознакомлении с культурой и историей наших предков, бытом, повседневной жизнью. У старших дошкольников уже трансформируются зачатки патриотизма: есть интерес к истории своего края, села, к народным праздникам. Они имеют собственный опыт, обладают способностью наблюдать и анализировать действия и поступки. Им необходимо показать красоту созданных веками культурных и бытовых ценностей, помочь полюбить свое родное, близкое. Формы работы – проведение совместных праздников, вечеров досуга, развлечений, выставок, где старшее поколение делится опытом с младшим. Обращение к праздникам народного календаря является одной из самых эффективных форм работы с семьей.
Одной из инновационных форм работы является проектирование, где педагоги последовательно конструируют процесс взаимодействия с семьей, поэтому общение с родителями разворачивается как совместная деятельность субъектов в рамках сотрудничества, содействия и взаимного дополнения. Работа, проводимая в рамках проекта, помогает наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшает детско – родительские отношения на основе совместной деятельности. Конечно же, все это воспитывает любовь к Родине, приобщает дошкольников к истории своего народа и края.
Только при тесном сотрудничестве детского сада и семьи можно вырастить настоящих граждан России, которые способны освоить огромную культуру своей страны и постичь ценности мировой цивилизации. Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и детского сада. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество и взаимодействие».
Сотрудничество – это общение на равных, где нет привилегии указывать, оценивать, контролировать.
Взаимодействие – это способ организации совместной деятельности, где есть взаимная связь двух явлений и взаимная поддержка.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» личное взаимодействие воспитателей и родителей по поводу успехов и неудач, трудностей и радостей, размышлений и сомнений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье.
Взаимодействие воспитателей и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни детского сада;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- разнообразных программ совместной деятельности детей и родителей.
Заключение
Приобщение ребенка к культуре родного края является одной из задач ДОУ и включает в себя воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, на которой он живет, селу, формирует бережное отношение к природе, уважения к труду, чувство уважения к другим народам. Работа ведется последовательно, от простого, то есть от семьи, детского сада, к более сложному – село, край.
Именно потому, что все – таки семья является ключевым звеном направления нравственно – патриотического воспитания детей, а также в свете новой концепции взаимодействия семьи и детского сада, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей ответственность несут родители, а все другие социальные институты призваны поддержать, помочь, дополнить их воспитательную работу, воспитание у детей патриотических чувств необходимо осуществлять в тесной связи с родителями. Это взаимодействие необходимо осуществлять на основе принципа единства координации усилий дошкольного учреждения, семьи, общественности, принципе совместной деятельности воспитателей и семьи, действовать сообща, предъявляя воспитанникам одинаковые требования, помогать друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Особое значение имеет пример близких, взрослых людей. Работу по ознакомлению с родным краем нужно проводить на конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского точно отражают специфику и суть работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
Патриотизм – понятие ёмкое. Воспитание чувства патриотизма у дошкольника – процесс длительный и сложный, который требует большой личной убеждённости и вдохновения взрослого.
Как мы уже говорили, любовь к своему дому, к своему детскому саду, к селу, где он родился, чувство восхищения родным селом, родным краем – это те чувства, которые необходимо сформировать педагогу совместно с родителями в процессе работы с дошкольниками.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и общественных отношений. Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит
родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит в детском саду и дома.
Также нужно учитывать, что воспитывать любовь к Родине, своему родному селу – значит связывать воспитательную работу с окружающей социальной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребёнка. От совместной работы детского сада и семьи можно
ожидать результаты
для детей:
- воспитание общительного, эрудированного ребенка, имеющего представления о себе, обществе, культуре родного края;
- развитие интереса к истории и культуре родного края;
- успешная социализация в обществе.
Для родителей:
- возможность участвовать в организации воспитательно – образовательного процесса;
- возможность получить информацию о грамотном всестороннем подходе к процессу воспитания ребенка в семье.
Список литературы
1. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ [Текст] : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова, Г. П. Попова. – Волгоград : Учитель, 2009. – 203 с.
2 Кондрыкина, Л. А. С чего начинается Родина? [Текст] : опыт работы по патриотическому воспитанию / Л. А. Кондрыкина. - М. : Сфера, 2011.- 192 с.
3. Наше село на счастье дано [Текст] : сборник /сост. С. Е. Евдокимов. - Гурьевский район, 2009. – 72 с.
4. Павлова, Л. Н. Раннее детство : развитие речи и мышления [Текст] : методическое пособие / Л. Н. Павлова. - М. : Мозаика – Синтез: ТЦ Сфера, 2010.- 168 с.
5. Соломенникова, О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений [Текст] / О. А. Соломенникова. – М. : Мозаика – Синтез, 2009. – 48 с.
6. Теплюк, С. Н. Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада [Текст] : программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк. – М. : Мозаика – Синтез, 2012. – 144 с.
7. Школьник, Ю. К. Развитие речи. [Текст] : наглядное пособие / Ю. К. Школьник. – М. : Эксмо, 2012. - 80с.