Юлия Крысенок
Консультация «Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
«Стоит ли дошкольников знакомить с их правами?»- такой вопрос мы задали родителям воспитанников нашего детского сада.
«Без сомнений, да!- услышали в ответ. - Дети должны знать свои права, быть юридически грамотными гражданами».
А знакомы ли родители с правами своих детей? Результаты тестирования родителей дошкольников с целью выявления уровня знаний о правах детей показали, что большинство (80%) родителей не могут назвать права ребёнка, применяют физическое наказание- 95%, используют в общении с ребёнком нецензурные выражения- 24%, авторитарный стиль общения присутствует в 91% семей.
Публикация «Консультация „Защита прав и достоинства маленького ребенка: усилия семьи и детского сада“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Права ребенка. Консультации для родителей
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Родители являются законными представителями своих детей и должны выступать в защиту их прав и интересов.
Воспитание гармонично развитой личности- задача не только педагогов, но и родителей. Главная задача взрослых- научить ребёнка соблюдать закон, не оставаться равнодушным к происходящему.
Привлекая родителей к правовому воспитанию, педагоги формируют у них понимание того, что родители являются гарантом прав маленького ребёнка
Семья ответственна за ребёнка, за соблюдение его прав. Поэтому одной из главных задач правового воспитания дошкольников является ознакомление родителей с Конвенцией ООН о правах ребёнка, с направлениями работы педагогического коллектива ДОУ.
Так коллектив ДОУ столкнулся с необходимостью провести серьёзную работу по правовому образованию как детей, так и их родителей.
На первом этапе работы был создан координационный совет, в состав которого вошли родители из каждой возрастной группы (подбирались наиболее заинтересованные, а так же специалисты, имеющие юридическое образование). Из педагогического коллектива в совет вошли воспитатели, интересующиеся данной проблемой, которые образовали свою творческую группу, а так же специалисты детского сада : психолог, музыкальный руководитель.
Второй этап- составление советом плана работы на учебный год. Решили провести ярмарку идей «Как сделать родителей соучастниками и партнёрами детей». В первую очередь, намечая какие- то мероприятия, шли от интересов родителей. Предложили родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции». Выяснили, что родители прежде всего хотели бы получить теоретические знания об этом правовом документе с привлечением специалистов, затем родителей заинтересовали такие формы работы, где бы непосредственными и активными участниками были они сами и их дети. Поэтому в план работы включены такие мероприятия, как диспут, круглый стол, конференция.
Третий этап- работа по плану.
На четвёртом этапе изучались результаты деятельности за год.
План работы по охране прав детства.
• Заключение договоров с родителями воспитанников (по мере поступления детей).
• Проведение цикла бесед, диспутов, занятий, досугов для детей и взрослых по теме «В гостях у Конвенции» (в течение учебного года).
• Создание банка семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ.
• Оформление наглядно- информационного стенда «Ребёнок и его права»; пополнение его материалами.
• Анкетирование родителей.
• Круглый стол по теме «Что мы знаем о правах ребёнка?».
• Проведение консультаций по запросу родителей.
• Анализ воспитательно- образовательного процесса ДОУ, стиля общения педагогов с детьми.
• Мини- конференция «Анализ деятельности комиссии по охране прав детства».
• Выпуски стенгазет, рукописного журнала.
• Родительские собрания «Повышение правовой культуры родителей».
• Дни открытых дверей «Фестиваль сказок».
• Кружковая работа по развитию индивидуальных способностей дошкольников.
• Выставка совместных творческих работ родителей и детей старшего дошкольного возраста «Наши права».
• Анкетирование «Конвенция- ребёнок- родитель».
Выстраивая план практической работы с родителями, мы исходили из принципа постепенного включения родителей. Так, в процессе теоретического изучения Конвенции, были приглашены родители, юристы по образованию, которые профессионально разъясняли статьи Конвенции. Кроме того, широко использовались папки- передвижки, наглядная агитация, листовки. Информацию о правах ребенка отразили и в родительском договоре, который заключается с каждым родителем при поступлении ребенка в детский сад.
По мере освоения родителями Конвенции они принимают непосредственное участие в ее обсуждении. Так например, в диспуте «Защитим наших детей от…» родители высказывали своё личное мнение и отношение к этому документу. Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребёнка, не перекладывая его целиком на детский сад, воспитателей, государство.
В ДОУ был создан социальный паспорт каждой семьи, определены семьи группы риска и запланирована работа с ними в форме индивидуальных бесед, консультаций, рекомендаций.
Составлены планы работы с детьми- инвалидами.
Оформлен наглядно- информационный стенд «Ребёнок и его права», в котором размещены нормативно- правовые документы по охране детства, альбом «Путешествие по Конвенции» для ознакомления родителей и детей с основными положениями документа.
Взрослые посетили родительскую гостиную «Что мы знаем о правах детей?». Предварительно мы предложили им ответить на вопросы анкеты «Какой вы родитель?», написать сочинение «Мой ребёнок». Подготовили выставку творческих работ детей по ознакомлению с Конвенцией. В гостиной родители имели возможность познакомиться с историей создания Конвенции ООН о правах ребёнка, с нормативно- правовыми документами по охране детства, обсудить сложные педагогические ситуации, поделиться опытом семейного воспитания. Родителям был предложен для ознакомления и внедрения в семейную практику материал по правовому воспитанию детей : работа со сказкой (в каждом литературном произведении можно найти правовой аспект, рисунки детей по теме.
Для правового образования дошкольников организован клуб «Правознайка» и разработан план, по которому осуществлялась работа.
Подводя первоначальные итоги работы, отмечаем, что наиболее эффективными оказались тесты, опросники, беседы с детьми и родителями, диспуты, а так же оформление альбомов, т. е. такие формы работы, где родители и дети активные участники и где ребенок выступает как полноправная, полноценная личность. Это в корне меняет отношение родителей к своему ребёнку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно- ориентированному взаимодействию взрослого и ребёнка, к чему мы и стремимся подвести всех своих родителей.
Мы сделали для себя такой вывод: нужно как можно шире привлекать родителей- специалистов в определённой области на наши мероприятия, ибо воспитатель не всегда может дать исчерпывающую, квалифицированную консультацию. Такая форма работы повышает авторитет родителя среди других родителей и в глазах самого ребёнка, а так же работников дошкольного учреждения.
Работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами к педагогам, более внимательно изучают наглядно- информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.
Список используемой литературы:
1. Мячина Л. К и др. Маленьким детям- большие права : Учебно- методическое пособие. - Спб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-10-11с.
2. Соловей С. А., Львова Т. Н., Дубко Г. И. Реализация Конвенции о правах ребёнка в дошкольных образовательных учреждениях. - М. : Педагогическое общество России, 2005, 39- 43с.
3. Доронова Т. Н., Соловьёва Е. В., Жичкина А. Е, Мусиенко С. И. Дошкольное учреждение и семья- единое пространство детского развития : методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2001, 93-95с.