Наталия Пастухова
Совместная деятельность воспитателя детского сада и семьи в нравственно-трудовом воспитании старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель исследования: определить теоретико-педагогические основы совместной трудовой деятельности воспитателя и семьи как средства нравственного воспитания в современных социально-экономических условиях.
Объект исследования: воспитательный процесс в дошкольном учреждении и в семье.
Публикация «Совместная деятельность воспитателя детского сада и семьи в нравственно-трудовом воспитании старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Предмет исследования: педагогические основы трудовой деятельности как средства нравственного воспитания у старших дошкольников.
Исходя из цели исследования, сформулированы следующие задачи:
- Изучить литературу по теме исследования;
- Рассмотреть социально-педагогические предпосылки необходимости воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста;
- Раскрыть особенности нравственного развития в дошкольном возрасте;
- Определить условия организации трудовой деятельности;
- Проанализировать совместную деятельность воспитателя с детьми, родителей с детьми, воспитателя с родителями.
Гипотеза нашего исследования предполагает, что уровень нравственно-трудового воспитания повысится при систематическом участии детей в выполнении трудовых заданий; при едином подходе, в формировании трудовых навыков, со стороны детского сада и семьи.
3. Вопросами нравственно-трудового воспитания уделяли большую роль такие знаменитые педагоги, как В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Ушинский.
4. Моя работа состоит из двух основных глав. Первая, из которых называется: «Теоретические основы нравственно-трудового воспитания в развитии дошкольников». Эта глава включает в себя 3 раздела:
1. «Нравственное воспитание в процессе развития трудовой деятельности дошкольников пяти лет».
Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственно-трудового воспитания. Дети пятого года жизни действуют более целенаправленно в отличии от младших школьников. У них наблюдается активный переход от совместной деятельности со взрослыми к самостоятельной. Это связано с приобретением опыта при овладении различными самостоятельными действиями, освоение отдельных операций в разных видах продуктивной деятельности. Все то важно для нравственно-трудового воспитания детей пяти лет.
5. Второй раздел называется: «Особенности организации трудового обучения для формирования нравственно-трудовых качеств».
Основные виды труда в детском саду – это самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации – поручения, дежурства и коллективный труд.
Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самим себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры).
Хозяйственно-бытовой труд. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе – доставляет детям радость и содействует их всестороннему развитию, расширяет кругозор детей.
Ручной труд – в его содержание входит изготовление поделок из природного материала, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
В привлечении ребят старшей группы к хозяйственно - бытовому труду важную роль играют общие поручения, когда воспитатель предлагает нескольким детям, выполнить какую - то работу. Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы недостаточно, воспитатель обсуждает с ними выполнения общего задания: с чего они начнут работу, что для чего понадобиться, как организовать работу, чтобы не запачкаться самим, не на сорить, и не налить на пол. Воспитатель помогает всем договориться, кто какую общую часть дела, будет выполнять.
Дежурства - более сложная форма организации труда детей, это первые обязанности дошкольников. Дежурства требуют от детей достаточно сформированной самостоятельности и предполагают обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Эти формы труда необходимы для установления отношений в коллективе.
6. Третий раздел теоретического аспекта «Роль семьи в нравственно-трудовом воспитании детей пяти лет».
Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка-дошкольника к труду. В семье нравственный смысл и цель труда для дошкольника особенно наглядны. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно-бытовом и ручном труде). Ребенок наглядно убеждается в значимости своего труда для членов семьи.
7. Вторая глава работы: «Практические аспекты исследования формирования навыков трудовой деятельности у детей старшего дошкольного возраста».
Исследования проводились на базе МБДОУ детского сада «Звездочка». В старшей группе «Улыбка» (период исследования сентябрь- ноябрь). В эксперименте участвовало 10 человек.
8. Практическая часть исследования проходила в 3 этапа:
1--- Констатирующий этап эксперимента.
Цель работы состоит в том, чтобы выявить уровень качественных показателей сформированности трудовых навыков по следующим видам трудовой деятельности -1. Самообслуживание.
2. Хозяйственно-трудовой труд.
3. Труд в природе.
4. Совместный труд детей и взрослых.
5. Коллективный хозяйственно-бытовой труд.
6. Ручной труд.
7. Ознакомление детей с трудом взрослых.
Задачи данной работы:
- Оценить исходный уровень сформированности нравственно-трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
- Разработать рекомендации по формированию нравственно-трудового воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
- Обогатить знания родителей в вопросах трудового воспитания детей; создать условия для благополучного сотрудничества с родителями.
- Оценить эффективность нравственно-трудового воспитания дошкольников.
9. Все исследование проводилось методом наблюдения в повседневной жизни детей в детском саду, и оценивалось по трем уровням: высокий трудовые навыки сформированы полностью, средний недостаточно сформированы трудовые навыки, низкий- не сформированы навыки труда.
Анализируя результаты этого исследования, можно сделать общий вывод, что у детей этой группы уровень сформированности трудолюбия и отношения к труду, в большей степени, проявляется на среднем уровне. Только два ребенка показали высокий результат по всем показателям исследования.
10. Формирующий этап эксперимента – целью которого является систематизация всей трудовой деятельности по трем направляющим: труд в семье, трудовая деятельность воспитатель – дети, трудовая деятельность воспитатель – дети – родители.
11. Все начинается с семьи.
Хочу отметить, что родители охотно согласились поучаствовать в эксперименте, принесли много фотографий из личного фотоальбома, проводили беседы со своими детьми, дома с радостью занимались всеми видами трудовой деятельности. Ребята приходили в детский сад и под большими впечатлениями рассказывали: «Я мыл маме посуду, Я прибивал с папой полку»и тд.
12. «Хорошо у нас в саду не дождусь, когда пойду»
Мы дежурим каждый день, мыть растения нам не лень,
Убираем в шкаф игрушки, мастерим мы не без шутки,
Пыль вытираем, лук сажаем, в конкурсах разных мы выступаем.
Этот раздел подразумевает трудовую деятельность в саду. Ежедневно у нас проводятся разного вида трудовая деятельность : дежурства, работа в уголке природы, уборка игрушек, ручной труд, коллективный труд, труд на участке, сажаем цветы, лук, мастерим кормушки для птиц, делаем выставки поделок, участвуем в разных конкурсах.
13. Вместе трудиться – всегда пригодиться. Эффективность трудового воспитания и его уровень не может происходить без тесного взаимодействия с родителями, семьей. Были разработаны формы взаимодействия:
- педагогический всеобуч лекции, консультации, собеседования.
- родительское собрание. Их цель – взаимное общение педагогов и родителей, обмен необходимой информацией для успешного пребывания ребенка в детском саду.
- индивидуальные и групповые консультации.
- занятия с участием родителей – вовлечение их в единую образовательную систему.
- оформление фотовыставок.
- работа с родительским комитетом.
- оформление родительских уголков.
- оформление папок-передвижек.
14. Третий этап – контрольный, где был составлен сравнительный анализ качественных показателей по нравственно –трудовому воспитанию.
Выделенные критерии и уровни позволяют проследить позитивную динамику сформированности нравственно-трудовых знаний, умений, навыков старших дошкольников. Трое детей имеют высокий уровень навыков трудового воспитания, значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем.
Используя эти показатели, можно в целом дать ответ об отношении ребенка к труду. По мере овладения трудовыми и организационными навыками дети приобретают большую независимость, самостоятельность. У них вырабатывается привычка к труду.
15. Анализ проведенного исследования позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.
Уровень нравственно-трудового воспитания повысился при систематическом участии детей в выполнении трудовых заданий; при едином подходе в формировании трудовых навыков, со стороны детского сада и семьи.