Елена Даньшина
Работа воспитателя по взаимодействию детского сада и семьи для обеспечения полноценного развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест. Родители являются основными социальными заказчиками ДОУ.
Родители приходят в детский сад с позицией того, что детский сад должен и обязан. И не сразу понимают, что для разностороннего развития своего ребенка семья и детский сад должны тесно взаимодействовать.
Темочки:
- Детский сад и семья: взаимодействие, партнерство
- Работа воспитателя
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Всем известно, что дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Научно доказано, что никто не научит и не воспитает ребенка лучше, чем собственный родитель. А дошкольное учреждение обязано помочь родителям воспитать детей, научить взаимодействовать со своим ребенком.
Как организовать процесс в детском саду, чтобы развитие детей было не только полноценным и разносторонним, но в то же время радостным и естественным? В первую очередь, на наш взгляд, это зависит от понимания родителей, желания создать совместно с воспитателями группы благоприятные условия.
Что же может сблизить семью и детский сад? Многолетний опыт работы подсказывает, что только сам ребенок. Чтобы выстроить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку и помощь усилиями семьи в воспитании ребенка, нам пришлось пересмотреть свои взгляды на основы взаимоотношений с родителями. Для себя мы определили ряд правил в налаживании такого взаимодействия :
• эмоциональный контакт с родителями - открытость и доброжелательность с первого знакомства;
• информационный контакт – проявить искренний интерес к ребенку, быть всегда готовой принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о действиях, деятельности, о состоянии и поступках их малыша;
• деятельный контакт – дать возможность родителям присутствовать и участвовать в жизни ребенка в д/с с первых дней его пребывания в группе.
Нередко от педагогов нашего детского сада, да и во время встреч воспитателей на методических объединениях можно услышать о педагогической пассивности родителей. Поэтому четыре года назад, когда дети подготовительной группы ушли в школу, и встал вопрос о принятии детей младшего возраста, мы поставили перед собой задачу превратить родителей будущих воспитанников из пассивных наблюдателей в активных участников педагогического процесса.
В своей работе с семьей определили цель – привлечение родителей к совместной активной деятельности дошкольного учреждения и семьи в вопросах полноценного развития детей.
Отсюда вытекли задачи:
1. Постоянно способствовать развитию гармоничных отношений в системе «Родитель-ребенок-воспитатель».
2. Повысить уровень педагогической культуры родителей.
3. Поддержать их в уверенности в собственных педагогических возможностях.
4. Организовать проведение совместных мероприятий направленных на воспитание и развитие детей дошкольников.
5. Способствовать тесному взаимодействию взрослых и детей.
Свою работу начали с того, что:
• обозначили актуальность проблемы;
• разработали план действий для получения максимального объема данных о семье;
• выслушали мнение педагога-психолога, воспитателей первой младшей группы по вопросам взаимодействия с родителями.
Осознавая то, что от качества взаимодействия зависят уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень воспитания детей, одна из нас прошла курсы Н. М. Метеновой по работе с родителями. Впоследствии полученные знания были применены в практической деятельности.
Всю работу по вовлечению родителей в деятельность ДОУ и группы проводили в три этапа:
1) выявление потребностей родителей в воспитании и образовании детей;
2) педагогическое просвещение родителей;
3) партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ и группы.
На первом этапе активно использовала беседы с родителями, наблюдение за детьми, опрос, анкетирование.
Педагогическое просвещение родителей - самый важный этап. Его проводили в двух направлениях:
• совместные мероприятия с родителями (коллективные и индивидуальные формы)
• совместные мероприятия с родителями и детьми: утренники и праздники, концерты, спортивные соревнования, конкурсы, и т. д. ;
• особое внимание уделяли оформлению наглядных форм работы : папки-передвижки, памятки-рекомендации, уголки для родителей.
Реализовывать план начали с изучения состава семьи, ее воспитательного потенциала, с этой целью провели анкетирование. На основе данных анкет составили портрет каждой семьи.
Следующим шагом было изучение мнения родителей о взаимодействии детского сада и семьи. Для этого использовали письменный опрос, результаты которого показали, что 16 родителей (76 %) из 21 участвующих в опроснике, удовлетворял уровень воспитательно-образовательной работы с детьми в предыдущей группе, но большинство из них хотели бы чаще встречаться на родительских собраниях, общаться и обмениваться собственным опытом воспитания.
Возникла необходимость выяснить, какие наиболее актуальные темы по воспитанию и развитию детей хотели бы обсудить родители. Для этого составили диагностическую карту педагогических проблем родителей.
На основе анализа полученной информации составили план работы с родителями на год. Выяснилось, что больше всех заинтересовал вопрос «Зачем детям нужна мама?», поэтому решили провести на эту тему первое родительское собрание. Надо отметить, что на собрание пришли родители 22 детей (92%) от общего количества, из них у 8 детей пришли оба родителя.
На первом родительском собрании познакомили со спецификой работы ДОУ, с образовательной программой детского сада, видами занятий, режимом дня, но главное место было отведено вопросу «Зачем детям нужна мама?». Для родителей стало приятной неожиданностью услышать в аудиозаписи ответы малышей на вопросы по теме собрания. Участники данного мероприятия имели возможность в игровой форме обсудить возникшие вопросы. Это собрание показало, что активность родителей зависит не только от актуальности темы, но и от необычных, интересных форм его проведения.
Вместе с тем, консультации, помощь узких специалистов детского сада, индивидуальные беседы стали неотъемлемой частью работы с родителями. Все это позволило резко повысить эффективность работы с родителями и детьми.
В конце каждого учебного года проводим анкетирование для изучения родительских запросов и определения перспективы. Учитывая желание родителей участвовать в различных мероприятиях, как детского сада, так и проводимых в группе совместно с детьми, в нашем дружном коллективе сложилось немало добрых традиций, которые дают детям, родителям и педагогам повод для неформального общения, обогащают впечатлениями, позволяют лучше узнать друг друга.
Доверительные отношения между взрослыми и детьми формировали и через участие в календарных утренниках и праздниках, где родители не просто зрители, а сказочные герои, костюмеры и сценаристы.
Семьи воспитанников с радостью участвуют в совместных творческих конкурсах предлагаемых детским садом, районом, краем.
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка проходит не только через ознакомление с содержанием физкультурно-оздоровительной работы, но и участием в краевых, кустовых, поселковых спортивных мероприятиях.
Наряду с участием в жизни детского сада некоторые родители следуя моим рекомендациям, нашли возможность развивать способности своих детей в учреждениях дополнительного образования : «Детская школа искусств» с. Лобаново, «Школа олимпийского резерва», «Футбольный клуб «Амкар», танцевальная студия «Радуга» п. Фролы Пермского района, хоккейная секция, секция по боксу, спортивно-бальные танцы «Дуэт» ДК им. Солдатова», кружок английского языка «Happy English», ЦДО «Лисичкина школа», театр моды «Тандем» КДПЦ «Двуречье» Пермский район, п. Ферма
За проявленную инициативу участники поощряются благодарственными письмами, грамотами, дипломами, сертификатами, подарками. Следовательно, об успехах воспитанников можно судить по регулярно пополняющимся детских портфолио.
Осознавая значимость окружающей среды ребенка, родители постарались сделать все, чтобы помочь приблизить обстановку в группе к домашней, но в то же время, чтобы среда была стимулирующей, вариативной и эстетичной.
Практичное зонирование группы включает разнообразные уголки и игровые зоны. В нашей группе предметно-развивающая среда наполнена разнообразным обновляющимся игровым материалом, играми разной сложности, игрушками, дидактическим материалом, пособиями. Вместе с тем, ярким примером развития отношений родителей к детскому саду является их участие в субботниках-акциях: «Сделаем наш детский сад красивым!», «Оформляем веранды», «Строим снежный городок», «Разноцветная полянка».
При последнем опросе родителей были получены положительные ответы на следующие утверждения:
-мне всегда приятна встреча с педагогами и другими родителями, возможность общения с ними (88%);
-прихожу на собрания, потому что мне интересно говорить о том, что предлагают воспитатели, и о том, что мне важно уточнить для себя (92%)%
-меня привлекает посещение ДОУ тем, что я могу узнать что-то новое о моем ребенке (96%).
Таким образом, при сотрудничестве с семьей, решаю такие задачи, как содержательное проживание дошкольного детства, своевременное и полноценное развитие каждого ребенка. Совместная работа с семьями способствует созданию единого образовательного пространства для детей и воспитывающих их взрослых, которые способны нести ответственность за свои воспитывающие влияния.