Динара Иксанова
Совместная изобразительная деятельность как средство формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Человек, как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности. Деятельность – это форма активного отношения к действительности, через которую устанавливается реальная связь между человеком и миром, в котором он живет.
Как основа здорового бытия деятельность является важнейшим источником обогащения дошкольников опытом общественных отношений и общественного поведения.
Публикация «Совместная изобразительная деятельность как средство формирования навыков сотрудничества у старших дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2019
Современная система образования дошкольников ориентирует взрослого на новый гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся таким образом к окружающей жизни.
В последнее время все чаще высказывается мысль о том, что в условиях обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослым. Для полноценного познавательного развития ребенку необходимы контакты со сверстниками.
В сферу общественных отношений и деятельности человек вступает с детского возраста: под их воздействием осуществляется процесс всестороннего воспитания.
Совместная деятельность – это коллективная деятельность детей, объединенных общими интересами и переживаниями, направленная на достижение общего результата.
Понятие «коллектив» применительно к детям старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. Им всегда руководит взрослый, который направляет и координирует действия детей, формирует у них представления о роли каждого из них в жизни коллектива, в достижении общего результата деятельности, постепенно преодолевая неустойчивость связей.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения, взаимодействий и взаимоотношений. Общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата.
В совместной деятельности происходит активное формирование нравственных сторон личности: играя и трудясь, занимаясь в окружении сверстников, ребенок приобретает опыт поведения в коллективе, учится уступать или убеждать в своей правоте, быть справедливым и доброжелательным, оценивать свои поступки и поступки сверстников, руководствуясь при этом известными ему моральными нормами.
Проанализировав исследования Т. А. Репиной по изучению ценностных отношений детей мы обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной деятельности.
Изучение работ В. С. Мухиной показали, что автор выделила три основные линии формирования у дошкольников положительных взаимоотношений. Первая состоит в формировании у дошкольников среды деятельности – коммуникация с другими детьми. В совместной деятельности дети учатся языку общения, учатся согласовывать свои действия с действиями другого, учатся взаимопомощи и взаимопониманию.
Вторая линия связана с овладением некоторыми видами деятельности, которые невозможно осуществлять в одиночку.
Третья линия связана с влиянием общения на развитие личности детей.
Большое значение многие педагоги уделяют совместной творческой деятельности, например, изобразительной. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей их жизни, то, что их волнует и вызывает положительное отношение.
Исследования Б. М. Теплова, Л. С. Выготского,Н. П. Сакулиной,
Т. С. Комаровой показывают, что процесс изображения у детей старшего дошкольного возраста, как правило, не может протекать без словесного сопровождения, то есть изобразительная деятельность образует системное единство процесса общения и художественной коммуникации.
На занятия в детском саду дети выполняют изображение индивидуально. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Интерес педагогов к таким занятиям не случаен. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию общего рисунка, аппликации, композиции. Особое удовлетворение доставляет им общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Они понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности. В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и воспитателем по поводу того, что они создают и как это лучше сделать. А по завершению работы дети вместе радуются результатам совместной деятельности. Радостные чувства объединяют их.
Руководство коллективной изобразительной деятельностью детей требует от педагога больших усилий, чем просто индивидуальная изобразительная деятельность. Особенно сложна в этом плане совместно-взаимодействующая форма организации деятельности. Все это нуждается в тщательном продумывании, четком планировании всех этапов работы и согласований, рациональном размещении материалов и оборудования.
Желательно, чтобы коллективному рисованию, аппликации (как и индивидуальному) предшествовал подготовительный этап, который позволил бы детям углубить собственные знания по теме будущей работы, позволил бы сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности. Для этой цели можно использовать экскурсии, беседы, обсуждения прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др.
Основной этап выполнения работы включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель – не только предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формированию у них навыков творчески работать в коллективе.
Условно можно выделить третий, заключительный этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы.
Н. П. Сакулина писала, что детская изобразительная деятельность дошкольников при всем ее своеобразии сходна с аналогичной деятельностью взрослых и постепенно приобретает единую с ней структуру и жизненный смысл.
Для творчества детей очень значимы вещи, которые они сделали сами. Коллективное творчество имеет особую значимость, так как ребенок осознает свой вклад в общее дело, вступает в производственные отношения с другими детьми.
Т. С. Комарова подчеркивает, что важным обстоятельством, определяющим необходимость разработки и внедрения коллективной формы организации изобразительной деятельности, является то, что детям дошкольного возраста очень нравится такого рода работа. Во-первых, потому что каждый чувствует себя сопричастным к полученному общему продукту, и это, безусловно, радует детей; во-вторых, как правило, результат – картина, созданная всеми вместе, получается более впечатляющая, эмоционально затрагивающая детей. При этом коллективная форма изображения не снижает значения деятельности каждого ребенка, не нивелирует его индивидуальные усилия. Наоборот, от качества работы каждого зависит общий результат: чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, богаче по содержанию, интереснее будет общая композиция. Поэтому дети стараются выполнить свою часть работы как можно лучше.
В нашем исследовании мы выделяем такое понятие, как совместная изобразительная деятельность и определяем ее как организационную систему активности, взаимодействующих детей друг с другом и характеризуем: 1) пространственным и временным соприсутствием; 2) духовным единением; 3) единством цели; 4) общим творческим настроем и принятием оригинальных изобразительных решений; 5) распределением функций, действий, операций; наличием общения, находящим свое выражение в конструктивных межличностных отношениях.
Итак, совместная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Содержание изображаемого, несущее заряд мировоззренческих, этических эстетических идей способствует не только решению задач эстетического и художественного воспитания, но и активно воздействует на формирование сознания личности в целом, а коллективная форма организации дает возможность формировать привычки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи, создает почву для проявления и формирования общественных мотивов.
В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели и выделили в процессе восприятия. Общественная направленность изобразительной деятельности состоит в том, что ребенок создает узнаваемые изображения. Он рисует, лепит не только для себя, но и для того, чтобы его рисунок о чем-то рассказал, чтобы изображенное им узнали, порадовались созданному ребенком.
Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке и аппликации дети передают явления общественной жизни, выражают отношение к ним. Такую направленность изобразительная деятельность приобретает и тогда, когда они создают что-то для других. В этом случае дети испытывают особое чувство ответственности, стремления выполнить рисунок, лепку, аппликацию как можно лучше. Это способствует формированию у них чувства коллективизма, внимания и заботы о других детях, близких людях, потребности в общих делах. На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер занятий по изобразительной деятельности, заключающийся, прежде всего в том, что дети занимаются все вместе, создавая каждый свое изображение, затем сообща рассматривают и оценивают все выполненные работы. В то же время на занятиях в детском саду дети часто вместе, или объединяясь, небольшими группами, создают коллективные композиции в рисовании, лепке, аппликации.
Отмечая значение занятий рисованием, лепкой и аппликацией в развитии детей Н. П. Сакулина подчеркивала, что организация занятий и указания воспитателя должны способствовать тому, чтобы дошкольники сосредоточено, углублено выполняли задуманное, могли согласовывать свои действия, доброжелательно относились к товарищам, считались с их интересами, умели уступать, если надо, помогать.
В процессе изобразительной деятельности у детей воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитывается умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
В условиях изобразительной деятельности общение детей друг с другом и педагогом отличается от обыденного общения своим содержанием, которое имеет художественную направленность на восприятие искусства и творческую деятельность. Общение по поводу искусства позволяет говорить о таком уровне взаимоотношений детей, который значительно выше, чем их взаимодействие по поводу бытовых тем. У детей формируется понимание ценности каждой личности, ее мыслей, суждений, творческих работ. Такое уважительное отношение к своим товарищам и педагогу они переносят в другие виды деятельности (в игру, труд, учебу, что позволяет создавать в детской группе атмосферу эмоционального благополучия для каждого из воспитанников.
Следовательно, совместная изобразительная деятельность является одним из средств формирования навыков сотрудничества. Способствуя при этом развитию у детей морально-нравственных качеств, положительных форм поведения со сверстниками, чувства коллективизма и активности в общении, формированию способности обмениваться между собой содержательной информацией, с уважением относиться к мнению и позиции окружающих людей.
Таким образом, сотрудничество детей в совместной изобразительной деятельности создает благоприятные условия для развития их познавательных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свои мнения, становятся инициативными в получении новых знаний. В такой обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребенка.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что:
1. Сотрудничество – это многогранное качество, которое в полном объеме может быть присуще только взрослому человеку, а дошкольный возраст лишь первая ступень, начальный этап к формированию полноценного сотрудничества. Полноценное сотрудничество основывается на взаимопонимании, равноправии. Ребенок, общаясь со сверстником как равным партнером, спорит с ним, активно выражает волю, успокаивает, приказывает, обманывает, жалеет и так далее. От умелого руководства в различных видах деятельности зависит характер отношений и не только в отдельных временных объединениях, но и в группе в целом, т. к. проблема сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с их последующей адаптацией в обществе.
2. Старший дошкольный возраст рассматривается как первый базовый этап формирования сотрудничества. Но применительно к детям старшего дошкольного возраста, правильно говорить о воспитании взаимоотношений, которые характеризуются ответственностью, инициативой, взаимопомощью. В процессе общения и взаимодействия друг с другом дети с удовольствием учатся договариваться, учитывать интересы партнеров, стараются идти друг другу на встречу и в процессе этого зарождается сотрудничество.
3. Одним из средств формирования навыков сотрудничества является совместная изобразительная деятельность. Она способствует развитию у детей морально-нравственных качеств, положительных форм поведения со сверстниками, чувства коллективизма и активности в общении, формированию способности обмениваться между собой содержательной информацией, с уважением относиться к мнению и позиции окружающих людей.
Таким образом, сотрудничество детей в совместной изобразительной деятельности создает благоприятные условия для развития их познавательных способностей. Дети учатся видеть и понимать позицию партнера, согласовывать и соподчинять свои действия; они начинают творчески мыслить, содержательно спорить, отстаивая свои мнения, становятся инициативными в получении новых знаний. В такой обстановке наиболее полно раскрывается интеллект ребенка.