Алина Васильева
Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом
▼ Скачать + Заказать документы
Реабилитационный процесс – это целенаправленный процесс возвращения человека с ограниченными возможностями здоровья в продуктивную и полноценную социальную жизнь.
Под ограничением здоровья и жизнедеятельности понимается любое ограничение или отсутствие способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста. Большинство детей, имеющих стойкие функциональные нарушения, – дети-инвалиды. Инвалидность, в соответствии с принятой классификацией, – это социальная недостаточность, возникающая вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Публикация «Изобразительная деятельность как средство развития эмоционально-волевой сферы дошкольников с детским церебральным параличом» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Основная задача социальной реабилитации – через восстановление его социального статуса включать ребенка в систему общественных отношений в ходе специальным образом организованного обучения и воспитания, а также с помощью комплекса психотехнических и психолого-педагогических средств, направленных на целостное развитие личности в пределах ее психофизических возможностей.
Среди детей с ОВЗ особое место занимают дети с детским церебральным параличом. Детский церебральный паралич (далее-ДЦП) является одним из наиболее тяжёлых заболеваний, которое характеризуется комплексом нарушений (двигательных, речевых расстройства, нарушением познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы).
Изучение личностных особенностей детей с диагнозом детский церебральный паралич является одной из наиболее актуальных проблем в коррекционной психологии. Это обусловлено, во-первых, тем, что ДЦП в структуре инвалидности по неврологическому профилю занимает одно из первых мест, а частота развития данной патологии с каждым годом неуклонно растет. Во-вторых, это связано с тем, что с самого рождения такие дети нуждаются в психологическом сопровождении и прохождении полных курсов терапии, реабилитации и социальной адаптации. Кардинальное изменение взглядов на систему помощи больному ребенку, наметившееся в последние годы, привело к осознанию того, что первостепенной задачей стало развитие личности ребенка и успешная интеграция его в социум [39]. Бесспорно, жизнь ребенка во многом определяет наличие у него заболевания, создающего особую жизненную ситуацию. Тем не менее судьбу личности решает не сама болезнь, а его социально-психологическая реализация.
Анализ источников литературы по проблеме детского церебрального паралича показал, что изучение этого вопроса до недавнего времени ограничивалось в основном его ортопедическим и неврологическим аспектами. В последние годы в отечественной и зарубежной психологии появились исследования, характеризующие разнообразные психические нарушения у детей с церебральным параличоми затрагивающие вопросы обучения, воспитания больных детей и коррекционно-восстановительной работы с ними. В то же время проблема формирования эмоциональной сферы детей с церебральным параличом и переживания ими отдельных эмоций в коррекционной психологии остаётся все еще недостаточно разработанной, хотя имеются единичные указания, в которых обращается внимание на их своеобразие у данной категории детей.
Эмоции детей с ДЦП качественно отличаются от эмоций детей с нормальным развитием. И это, в первую очередь, обусловлено поражением головного мозга при данной патологии. Как уже отмечалось, в возникновении эмоциональных состояний главнейшую роль играет центральная нервная система. Так как детский церебральный паралич возникает в результате раннего поражения определенных структур головного мозга, то соответственно, сам механизм эмоционального реагирования изначально нарушен. И процесс развития и формирования эмоциональной сферы, у ребенка с ДЦП имеет отличия от аналогичного механизма нормального развития эмоций.
Цель работы – изучить особенности использования изобразительной деятельности как средства эмоционального развития детей с двигательной патологией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме развития эмоциональной сферы дошкольников с двигательной патологий;
2. Изучить особенности эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией;
3. Разработать и апробировать программу коррекционно-развивающей работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с двигательной патологией средствами изобразительной деятельности;
4. Выявить эффективность влияния мероприятий программы на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией.
Объект исследования – эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста с двигательной патологией.
Предмет исследования – процесс эмоционального развития дошкольников с ДЦП средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза – использование различных средств изобразительной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей с двигательной патологией.
Методологические основы исследования проблемы: исследования, посвященные изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с двигательной патологией и изобразительной деятельности, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями: И. И. Мамайчук, Л. М. Шипицына, Е. М. Мастюкова, Л. С. Выготский, В. К. Вилюнас, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, Г. М. Бреслав, А. В. Запорожец, Я. З. Неверович, Ф. Е. Василюк, П. М. Якобсон.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии в старшей и подготовительной к школе группе «Звездочки» и «Любознайки». Для опытной работы были отобраны 10 детей 6-7 лет. Большинство детей с диагнозом «Детский церебральный паралич, спастический тетрапарез II - III степени».
Исследование проходило в несколько этапов:
- Поисковый; - основной; - контрольный;
Для исследования уровня развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией были отобраны следующие методики: Методика исследования эмоционального состояния (по Э. Т. Дорофеевой, Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) и Методика «Эмоциональные лица» (Н. Я. Семаго).
Данные констатирующего эксперимента показали, что у дошкольников с ДЦП высокие показатели уровня тревожности, недостаточная эмоциональная приспособленность к тем или иным социальным ситуациям, повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость, низкий уровень определения заданной эмоции, опознания эмоционального состояния.
Проведенное экспериментальное исследование продемонстрировало наличие эмоциональных нарушений у дошкольников с двигательной патологией, что свидетельствует о необходимости проведения их коррекции: с этой целью была разработана программа коррекционно-развивающих занятий.
Цель программы: коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с двигательной патологией средствами изобразительной деятельности.
Задача программы: организовать и провести коррекционно-развивающие мероприятия с использованием средств изобразительной деятельности, направленные на:
- ознакомление с основными эмоциями человека;
- снижение уровня тревожности;
- повышение уровня самостоятельности, способности к самовыражению.
В реализации задач программы мы опирались на методические рекомендации Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Ткачевой В. В., Лавровой Г. Н., на программу Снигиревой Л. К. «Радуга эмоций» и Л. Стрельниковой «Войди в тридесятое царство».
В программе использовались следующие средства изобразительной деятельности:
- нетрадиционные техники рисования (рисование пальчиками, ладошкой, губкой, коктельными палочками);
- лепка;
- аппликация (нетрадиционная работа с бумагой в технике «обрывание»» и «скатывание» бумаги).
Данные контрольного исследования позволили определить, что используемая программа коррекции оказала положительное влияние на эмоциональное состояние детей дошкольного возраста с церебральным параличом: понизились показатели уровня тревожности, повысились показатели нейтрального эмоционального состояния, уровень определения заданной эмоции, опознания эмоционального состояния, что показывают все использованные методики. Ребята стали более спокойными, уверенными в себе. В целом отмечается положительная динамика, т. е. проводимая коррекция эффективна, однако для получения более ощутимых результатов коррекционную работу по нормализации эмоционального состояния детей необходимо продолжить. Это позволит дошкольникам с церебральным параличом повысить свою самооценку, облегчить их межличностное общение и учебную, игровую деятельность. Достигнутые на настоящем этапе работы результаты уже являются успехом для испытуемых.
Гипотеза, выдвинутая в ходе работы, полностью подтвердилась. Использование различных средств изобразительной деятельности повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, направленной на развитие эмоциональной сферы детей с двигательной патологией.
Литература:
1. Бадалян Л. О., Журба Л. Т., Тимонина О. В. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. – Киев: Здоровье, 2008. – 327 с.
2. Дудка С. В. Арт-терапевтические занятия для детей с ДЦП / С. В. Дудка. – Одесса: Просвещение, 2007. – 100 с.
3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. – Москва: Академия, 2010. – 192 с.
4. Лучанинова В. Н., Осмоловский С. В., Бурмистрова Т. И. Эффективность реабилитации детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом // Фундаментальные исследования. – 2011. № 9-3. – С. 431-434.
5. Шипицына Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич / Л. М. Шипицына, И. И. Мамайчук. – Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2001. – 272 с.