Елена Семёновна Игнатьева
Деловая игра как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Деловая игра для старших дошкольников «Я и другие»
Цель:
Развитие взаимного интереса дошкольников друг к другу, формирование желания поддерживать дружеские отношения.
Задачи:
Воспитательная – формирование и развитие потребности в познании себя и своих сверстников;
Организационная – создание необходимых условий для развития интересов детей друг к другу;
Жизненно-практическая – формирование ценности вежливого общения с другими.
Публикация «Деловая игра как средство формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников» размещена в разделах
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ход:
Воспитатель: Людей в мире живет очень много и среди них есть разные – родные, друзья, знакомые, а также незнакомые люди. Сегодня мы поговорим о нас самих. Каждый человек неповторим и представляет ценность. Он должен любить себя и принимать таким, какой он есть. Я предлагаю вам продолжить предложение: 1. Я думаю, что я… 2. Другие считают, что я… 3. Мне хочется быть… Видите, о себе говорить очень сложно. А что для вас самое главное в жизни? Почему? Понятно, что вам каждому хочется быть добрым, честным, справедливым, чтобы ваши друзья уважительно относились к вам. Если человек вежливый, то прежде всего он думает о других людях, уважает других.
Дидактическая игра «Ты живешь среди людей»
Дети становятся полукругом перед педагогом, а тот берет в руки мяч. Воспитатель объясняет детям правило игры.
Тот, кто мяч поймал, - отвечает на вопрос.
Взрослый бросает ребенку мяч и задает вопросы, а ребенок должен поймать мяч, дать ответ и вернуть мяч взрослому. Остальные малыши следят за ответом товарища и при необходимости исправляют его или помогают.
Варианты вопросов для игры:
Какие люди живут в твоей семье? (Мама, папа, брат, бабушка, дедушка.)
Кто живет в квартире (доме) рядом? (Соседи.)
Каких людей приглашают в гости? (Родственников, друзей, приятелей.)
С кем нужно здороваться при встрече? (Со всеми знакомыми.)
Кому мы дарим подарки? (Родным и друзьям.)
Кого считают старыми? (бабушек и дедушек.)
Взрослые работают на работе, а чем занимаются дети (Ходят в детсад или в школу.)
Все незнакомые-это родные или чужие нам люди? (Это чужие люди.)
Какие люди заботятся о тебе дома и в детском саду? (Мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатели, нянечки.)
А могут о тебе заботиться незнакомые люди? Какие, например? (Могут, если это врач, водитель автобуса.)
С кем ты играешь? (С детьми, друзьями.)
С какими людьми следует обращаться вежливо? (Со всеми людьми)
Во время игры воспитатель побуждает малышей не называть конкретные имена, а употреблять слова обобщающего характера.
Логическая игра «Скажи наоборот»
Педагог просит детей назвать слова, противоположные тем, которые он говорит.
Чужие - родные;
Незнакомые - знакомые;
Дети - взрослые;
Старые - молодые;
Братья - сестры;
Бабушка - дедушка;
Враги - друзья;
Равнодушные - заботливые;
Расстроенные - радостные.
Беседа воспитателя с детьми «Как следует вести себя с людьми»
Воспитатель. Малыши, у каждого из вас есть любящая семья, много родственников, друзей и приятелей. Конечно, всех этих людей вы знаете, поэтому относитесь к ним. Как? (Дружески, приветливо.) С тем, кого хорошо знаешь, можно поговорить, поделиться печалями и радостями. Если, конечно, такой разговор будет кстати.
Как вы думаете, стоит ли заводить разговор с папой, который очень занят или торопится? Приставать с просьбами к маме, которая заболела? Будить дедушку, чтобы он немедленно вас выслушал? Почему вы так думаете? (Заслушивают ответы-рассуждения нескольких желающих детей.)
А как общаться с совершенно незнакомыми людьми? Каждый день на улице мимо проходит множество людей. Конечно, большинство из них - хорошие, и для кого-то они также являются родными, близким и самыми дорогими. Но для вас они - чужие. И могут оказаться людьми злыми, нехорошими. Поэтому вести себя с незнакомыми следует осмотрительно. Если вам хочется обратиться к незнакомцу, сначала надо попросить об этом разрешения у мамы, папы или другого родного человека. Если они не будут возражать, тогда можно обратиться к незнакомцу.
А бывают случаи, когда разговор с незнакомым просто необходим - например, если вам нужно о чем-то спросить: адрес, время, или что-то другое, очень важное. Конечно, во время этого разговора следует вести себя сдержанно и вежливо. Ведь никому не нравятся собеседники грубые и невежливые.
Можно общаться с незнакомыми людьми? О чем следует помнить, когда общаешься с незнакомым или малознакомым человеком? (Воспитатель помогает детям дать правильные ответы.)
Обсуждение ситуации с детьми
Детям предлагается обсудить следующие ситуации.
Ситуация 1
Надя вышла на прогулку с мамой, увидела, что рядом незнакомая девушка возила в коляске очень симпатичного младенца. Наде стало интересно, мальчик это или девочка, и как зовут младенца. Подскажите как должна вести себя Надя. ( Сначала спросить разрешения у мамы: можно обратиться к девушке. Если мама разрешит, тогда можно подойти, поздороваться и пообщаться с незнакомкой.)
Ситуация 2
Маленький Саша шел с бабушкой в магазин. Вдруг мальчик увидел, что бабушке стало очень плохо. Что делать мальчику? (Как можно скорее обратиться к прохожим с просьбой вызвать врача.) Какими словами следует сказать это? («Простите, пожалуйста, моей бабушке плохо, пожалуйста, вызовите немедленно врача!»).
Ситуация 3
Оля вышла во двор посидеть на лавочке. Вдруг подошел незнакомый дядя и стал расспрашивать девочку, как ее зовут, из какой она квартиры, кто у нее сейчас дома. Что бы вы посоветовали Оле? (Не разговаривать с незнакомцем, а скорее вернуться домой.)
Ситуация 4
Друзья играли в песочнице. Вдруг к ним подошел незнакомый старший мальчишка и предложил подраться, чтобы помериться силой. Что делать малышам? (Отойти от парня и не принимать драку с ним.)
Дидактическая игра «Какой человек нам приятен?»
Воспитатель называет слова-признаки, а дети внимательно слушают их и в случае, если считают человека с таким признаком приятным, хлопают в ладоши.
Словесный материал для игры:
Вежливый, добрый, ласковый, родной, злой, отзывчивый, крикливый, сварливый, красивый, невежливый, заботливый, чистоплотный, хитрый, искренний, хвастливый, общительный, жадный.
Подвижная игра «Что это за люди?»
Педагог показывает малышам подвижные действия, изображающие людей разного рода деятельности. Например: маму, которая качает младенца; дворника, который подметает двор; спортсмена, который занимается физкультурой; бабушку, которая идет, опираясь на палочку.
Задача малышей - отгадать, кого показывает взрослый, и как можно точнее повторить аналогичные движения.
Если дети затрудняются, можно им помочь подсказкой: «Это - дворник. Чем занимается он, что делает?»
Логическая игра «Подумай и сравни»
Дети по просьбе педагога отвечают на вопросы.
Папа - взрослый. А мама? (Тоже взрослая.)
Моя бабушка - родная, а соседская? (Знакомая.)
Внучек маленький, а дедушка (Старенький.)
У девочки есть брат, а у братика? (Сестричка.)
Эта девочка - наша соседка, а мы ей кто? (Также соседи.)
На улице почти все - незнакомые, а в детском саду? (Все знакомые и друзья.)
Итог.
Давайте подведем итог. Что вы сегодня узнали? Зачем нужно узнавать себя и других? Как нужно общаться с другими людьми? Что значит быть вежливым? Молодцы! Вы узнали столько нового о себе и других детях и сможете жить дружно, уважая друг друга.