Ирина Меликян
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1 Здравствуйте уважаемая комиссия. Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему читать со слайда
Слайд 2 Наше исследование посвящено актуальной и все еще недостаточно исследованной теме. «Кризис культуры» - это понятие характеризует российское общество, которому присущи изменения приоритетов в общественных ценностях и утрата морально-эстетических ориентиров. Частным проявлением кризиса культуры является низкая культура речевого общения взрослых и, как следствие, детей. Наше исследование посвящено актуальной и все еще недостаточно исследованной теме - воспитанию вежливости в сюжетно - ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости старших дошкольников» размещена в разделах
- Вежливость, волшебные слова. Конспекты занятий
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость, этикет. Игры, дидактические пособия
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2019
Несмотря на множественность подходов к исследованию проблемы формирования вежливости детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, не в полной мере выявлены ресурсы для совершенствования содержания и технологии ее формирования.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости изучения данной проблемы. Целью нашего исследования было читать со слайда
Слайд 3 объект нашего исследования читать со слайда и предмет исследования читать со слайда из поставленной цели вытекают следующие задачи: читать со слайда
Слайд 4 В работе использованы методы исследования с которыми вы можете ознакомиться на данном слайде? либо читать со слайда
Слайд 5. Изучив и проанализировав методическую и психолого-педагогическую литературу по вопросам и проблемам сюжетно-ролевой игры как средства формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы:
Воспитание вежливости как важного морального качества личности, проявляющегося в общении с людьми длительный и сложный процесс.
Категория вежливости - это непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях. Вежливость – универсальная коммуникативная категория, представляющая собой сложную систему, направленную на гармоничное, бесконфликтное общение и соответствие ожиданиям партнера.
Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.
Процесс воспитания вежливости играет важную роль в жизни детей старшего дошкольного возраста : помогает воспринимать действительность и реагировать на нее.
Слайд 6 Среди основных особенностей формирования вежливости у детей старшего дошкольного возраста можно выделить следующие: читать со слайда
Формирование у детей вежливого отношения к людям проходит по трем этапам формирования нравственной привычки. Первый этап формирования привычки быть вежливым связан с воспитанием отношения к отдельным взрослым, а затем, по мере установления связи с детьми, формирование поведения по отношению к своим товарищам. Вежливое поведение еще не осознанное. На втором этапе формирования привычки вежливое отношение является ситуативным. Поведение осмысливается в отдельных случаях, осознается. На третьем этапе вежливое отношение к людям становится моральной потребностью, которая проявляется в поведении и суждениях
Слайд 7 Игра является той формой организации жизнедеятельности старшего дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. Исходя из этого мы сочли необходимым проведение с группой старших дошкольников экспериментальной работы по формированию вежливости посредством сюжетно-ролевых игр и опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Слайд 8 Экспериментальное исследование проводилось в октябре 2012 года на базе МБДОУ «Золотой ключик» с. Верхний Амонаш, в старшей группе. Количество исследуемых детей – 10 человек.
Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения поставленной цели нами были выделены следующие задачи: Подбор методик для диагностики.
Разработка уровней сформированности вежливости у дошкольников.
Для выявления уровня сформированности вежливости у детей старшего дошкольного возраста Д. А. Виноградовой были выделены критерии вежливости :
наличие знаний о проявлениях вежливости (знание вежливых слов);
поведение по правилам вежливости;
осознанное применение норм вежливости;
способность к оценке своего поведения и поведения других в ситуациях, требующих проявлений вежливости;
На основе разработанных критериев можно так определить уровни вежливости у детей старшего дошкольного возраста :
Низкий уровень – у детей мало знаний о вежливых проявлениях, отсутствуют и сами проявления. Единичные проявления вежливости детьми не мотивируются, а суждения в большей степени связаны с догматическим усвоением значения вежливости «надо». Этот уровень имеет место лишь по проявлениям: вежливо подтвердить или отказаться от предложенного во время приема пищи, вежливо просить разрешения пройти.
Средний уровень – есть знания о вежливых проявлениях, и дети поступают соответственно этим знаниям применительно лишь к отдельным ситуациям. На данном уровне имеют место все виды суждений, а мотивация поведения связана с представлением о конкретных правилах вежливости. Второй уровень проявляется по таким проявлениям вежливости, как здороваться, прощаться, вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услуги, извиняться за неловкость, не перебивать разговора взрослых.
Высокий уровень – есть знания и соответствующие проявления - обращаться к взрослым на «Вы», называть по имени и отчеству, не называть детей по имени, оказывать услуги взрослым. На данном уровне мотивы связаны с пониманием гуманной сущности вежливого проявления, а суждении – с оценочным отношением взрослых и детей к поступку.
В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми, анкетирование родителей, анализ педагогических ситуаций по трем уровням.
Высокий уровень - ребенок обосновывает поведение, поступки других людей (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции. При общении сдержан и вежлив.
Средний уровень – ребенок обосновывает не все действия других людей, оценивает выборочные поступки.
Низкий уровень - Ребенок затрудняется оценить поступки других людей.
Слайд 9 В ходе констатирующего эксперимента нами использовалась беседа с детьми, при которой детям предлагалось дать ответ на 10 вопросов. Она была направлена на выявление полноты и понимания знаний о вежливых проявлениях. При подготовке к беседе мы четко сформулировали все вопросы, также уточнялись знания детей о вежливых словах.
Беседа с детьми проходила в естественных условиях в первую половину дня, индивидуально с каждым ребенком. Это дало возможность эмоционально раскрепостить детей. По ходу заполнялся протокол, в котором отмечались ответы детей. В ходе беседы выяснилось, что не все дети старшего дошкольного возраста имеют четкие знания вежливости. Анализируя результаты беседы можно сказать, что детей с высоким уровнем знаний о вежливости нет вообще, 30% со средним уровнем и 70% с низким уровнем представлений о вежливости.
70% детей отвечают, что человека, который знает вежливые слова можно назвать вежливым; и только 30 % ответили, что вежливый человек не только должен знать вежливые слова, но и говорить их другим людям. При этом все дети считают себя вежливыми.
Для выявления причины отсутствия необходимого объема знаний у детей о вежливости и интереса к их приобретению, мы провели анкетирование родителей открытого вида, где они отвечали на 15 вопросов. Суть этих вопросов заключалась в том, что родители, отвечая на эти вопросы, тем самым давали понять, какую работу они ведут в семье по формированию вежливости. Анализ результатов анкетирования родителей позволил констатировать, что 20% детей находятся на высоком уровне вежливости, 20% детей – на среднем уровне сформированности вежливости, 60% детей старшего дошкольного возраста находятся на низком уровне сформированности вежливости.
Так же, в ходе констатирующего эксперимента мы использовали анализ педагогических ситуаций, при котором детям предлагалось проанализировать 7 проблемных ситуаций. Результаты показали, что у большинства детей (до 70%)есть трудности в определении своего отношения к тем или иным поступкам.
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что у данной категории детей дошкольного возраста зафиксирован недостаточный уровень развития вежливости. Следовательно, возникает необходимость в дальнейшем развитии данного качества у детей старшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить тот факт, что наиболее оптимальным вариантом воспитания вежливости в старшем дошкольном возрасте можно считать игровую деятельность, которая является ведущим видом деятельности в данном возрасте.
Слайд 10 Организация работы по формированию вежливости в старшей группе проходила по 3 этапам I. этап: подготовительно – диагностический, где предусматривается работа по активизации в речи этических стереотипов, норм общения с опорой на ранее полученные знания, диагностика культуры общения у детей дошкольного возраста в течение года. Была составлена диагностическая карта наблюдений поведения детей.
II. этап: обучающий - освоение ребёнком правил культуры речевого общения в сюжетно-ролевой игре и повседневной жизни.
III. этап: заключительный - закрепление полученных знаний.
Можно отметить, что работа, проводимая наиболее результативна, если находит продолжение в семье. Поэтому были разработаны формы взаимодействия с родителями, используемые для решения задач работы.
- Индивидуальные беседы;
- Консультации;
- Круглый стол;
- Родительские собрания;
- Анкетирование;
- Приглашение в группу на День открытых дверей.
Перспективный план, разработанный на основе данной темы, определил деятельность педагогов и детей во всех формах взаимодействия.
Проведение работы по речевому общению проходило непосредственно в образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.
Слайд 11 В результате экспериментальной работы по апробации и внедрению комплекса сюжетно – ролевых игр по формированию вежливости, способствующих выработке устойчивого интереса к их приобретению, нами было отмечено, что они эффективны. Эксперимент показал, что проведение сюжетно-ролевых игр поспособствовало налаживанию коллективных взаимовежливых отношений дошкольников между собой, а также с педагогами и родителями.
В ходе нашего наблюдения можно отметить почти у каждого ребенка повышение активности, стремление при выполнении задания действовать самостоятельно, действовать согласованно, но корректно с другими детьми и взрослыми.
Слайд 12 Таким образом, мы убедились, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию вежливости у детей старшего дошкольного возраста при целенаправленной и систематической работе педагогов и родителей и цель нашего исследования достигнута.
Но данная проблема требует более углубленного изучения и внедрения в практику работы ДОУ. Положительные результаты проведенного эксперимента дают возможность предложить в дальнейшем использовать сюжетно - ролевые игры в воспитании вежливости старших дошкольников.
Положительным моментом, проводимой нами работы, является тот факт, что благодаря использованию в качестве ведущего средства формирования вежливости сюжетно-ролевой игре мы смогли в специально смоделированных условиях отработать навыки вежливого поведения у старших дошкольников. Выбранная нами для этого тематика сюжетно-ролевых игр, позволила погрузить ребенка в различные жизненные ситуации, и увидеть его поведенческие реакции в данной ситуации, а направляющая позиция педагога позволила провести индивидуальную педагогическую коррекцию выявленных проблем, касающихся формирования вежливости. Отрицательным же можно назвать только недостаточно большой временной интервал, который в полной мере закрепить полученный ранее результат.
Слайд 13 Спасибо за внимание