Дарья Шлаева
Развитие сенсомоторных навыков как средство формирования личности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Сухомлинский В. А.
Путь дошкольника очень ответственный. Он трудный и радостный, где много радостных встреч и открытий. Ребенок сначала познает мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, так как лишен стереотипов, поэтому ребенок чувствует себя в нем свободно.
Здоровье ребенка (физическое и духовное, зависит от того, каким он увидит окружающий мир, каким мы его представим. Одна из главных задач педагогов и родителей дать ребенку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего поведения, так как учитывая все факторы развития ребенка дошкольный возраст один из наиболее важных и ответственных периодов в жизни человека.
Публикация «Развитие сенсомоторных навыков как средство формирования личности дошкольников» размещена в разделах
Жизнь современного человека, его деятельность в различных областях науки и техники требует хорошо развитой сенсомоторной системы. Хорошо развитая способность восприятия необходима, значит, ее необходимо развивать, а начинать нужно с момента рождения.
На современном этапе проблемы сенсорного и моторного воспитания широко обсуждаются в педагогической теории. Сенсорные способности не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служат показателем его общественного развития.
Сенсомоторное воспитание, в широком понятии этого слова, способствует интеллектуальному развитию детей, успешной готовности детей к обучению в школе, овладение детьми навыками письма и другими навыками ручной умелости, а главное их психоэмоциональное благополучие. Сенсомоторное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций,имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Сенсорные функции развиваются в тесной связи с двигательными навыками, формируя целостную интегративную деятельность-сенсомоторное поведение, лежащее в основе развития интеллектуальной деятельности и речи. Таким образом, сенсорное развитие следует осуществлять в тесном единстве с психомоторным развитием.
По результатам диагностических исследований, у детей с интеллектуальной недостаточностью отмечается сенсомоторная слабость : несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах; возникают трудности в графическом воспроизведении фигур; дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм); дети не дают полного отчета о воспринимаемых свойствах и соотношениях.
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют одну из самых представительных групп среди «Проблемных», поэтому появилась необходимость поиска новых эффективных путей коррекции дошкольников в условиях специализированного дошкольного учреждения и проведения комплексной целенаправленной работы по охране здоровья и физического развития воспитанников.
Сенсомоторное развитие ребенка -это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, размере, цвете положении в пространстве. Именно ранний дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Большое значение в сенсомоторном развитии имеет обучение детей способам обследования предметов: наложению, прикладыванию, ощупыванию, группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, а так же последовательному осмотру и описанию формы, выполнению планомерных действий. Сенсорномоторное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника и является одной важной частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников.
Выделяют три периода сенсомоторного развития :
1. В младенчестве – высшие анализаторы зрение, слух опережают развитие руки, как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение в этом процессе.
Особенности сенсомоторного развития в младенческом возрасте: складывается акт рассматривания предметов; формируется хватание, приводя к развитию руки, как органа осязания и органа движения; устанавливаются зрительно-двигательные координации, что способствует переходу к манипулированию, в котором зрение управляет движением руки; устанавливаются дифференцированные взаимосвязи между зрительным восприятием предмета, действие с ним и его называнием взрослым.
2. В раннем детстве – восприятие и зрительно-двигательные действия, остаются очень несовершенными.
Особенности сенсорного развития в раннем детстве : складывается новый тип внешних ориентировочных действий примеривание, а позднее зрительное соотнесение предметов по их признакам; возникает представление о свойствах предметов; освоение свойств предметов определяется их значимостью в практической деятельности.
3. В дошкольном возрасте – это особая познавательная деятельность, имеющая свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
К старшему дошкольному возрасту обследование приобретает характер экспериментирования, обследовательских действий, последовательность которых определяется не внешними впечатлениями ребенка, а поставленной перед ними задачей, меняется характер ориентировочно-исследовательской деятельности. От внешних практических манипуляций с предметом дети переходят к ознакомлению с предметом на основе зрения и осязания.
Особенности сенсомоторного развития в дошкольном возрасте : зрительные восприятия становятся ведущими при ознакомлении с окружающим; осваиваются сенсорные эталоны; возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия; с установлением взаимосвязи с речью и мышлением, восприятие интеллектуализируется.
Сенсомоторное развитие в процессе деятельности. Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время фактически игнорировалось в психологии, и либо восприятие изучалось вне практической деятельности, либо деятельность рассматривалась независимо от восприятия.
В начале 30-х годов, известные педагоги-психологи определили, что как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы, развиваются не спонтанно. Их развитие определяется условиями жизни и обучения, в процессе которого, как справедливо указывал Л. С. Выгодский, ребенок усваивает общественный опыт, накопленный предшествующими поколениями. В частности предполагает, усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов (система геометрических форм, цвета спектра). Индивид использует усвоенные эталоны для обследования воспринимаемого объекта и оценки его свойств.
Начиная с 3-4 месяцев, у ребенка формируются простейшие практические действия, связанные с захватыванием предметов и манипулированием ими, с передвижением в пространстве. Позже, начиная со второго года, ребенок под влиянием взрослых, начинает воздействовать одним предметом на другой. В связи с этим, изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между собственным телом и предметной ситуацией, но и известных преобразований меж предметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т. д.)
Переходя к дошкольному возрасту (3-7 лет, дети, начинают овладевать некоторыми видами продуктивной деятельности, направленной не только использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, лепка и т. д.). Исследование роли конструктивной деятельности, а также рисования в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей, у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем, объединять их в целое, прежде чем, подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Так считают, что наиболее значимым в предметно-практической деятельности детей 3-4 лет является сенсомоторное развитие на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Еще не зрелые анализаторные системы требуют моторного обеспечения и, наоборот, для обеспечения целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка.
А у детей 4-5 лет наиболее значима сенсорная интеграция (координация, обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущим считается психосенсомоторное развитие, обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями.
Сенсомоторное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка и в то же время имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности. К концу дошкольного возраста у нормально развивающихся детей должна сформироваться система сенсорных эталонов и перцептивных действий как результат правильно организованного обучения и практики.
Мы все хотим, чтобы лицо малыша радостно сияло, музыка радовала его слух, произведение искусства радовала глаз, тело было пластичным, а руки ловкими, и умелыми. Мы все хотим чтобы наши дети были лучше нас красивее, талантливее, умнее. Природа подарила им эту возможность, которую нужно раскрыть.