Громова Алена Валериевна
Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Ознакомление с миром природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность по познавательному развитию (ознакомление с миром природы)
с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Сказочное путешествие в весенний лес»
Цель - Закрепить ранее полученные знания детей к концу учебного года:
о диких животных, о лесных птицах, о деревьях в лесу, о правилах повеления в лесу.
Задачи:
Развивающие
• развивать аналитическое мышление, обобщать и сравнивать, делать выводы;
Публикация «Совместная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию „Ознакомление с миром природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
• развивать зрительное внимание, память;
• развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2—3 простых фраз.
Образовательные • закрепить знания детей о диких животных, о лесных птицах, о деревьях, о правилах поведения в природе; • учить отгадывать загадки; • умение внимательно слушать воспитателя и сверстников.
Воспитательные • воспитывать любовь и бережное отношение к природе; • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: Круг приветствия, письмо от Лесовичка, музыка леса и пение птиц, картинки на магните: деревьев, плакат «Лесные звери», «Животные России», «Кочующие и перелетные птицы», подарки от Кикиморы, природный материал.
Предварительная работа:
1 Повторение признаков времён года.
2 Рассматривание иллюстраций леса, его обитателей.
3 Беседа «Правила поведения в лесу».
Методы: словесный, наглядный, практический и игровой.
Ход СД
(На кругу приветствия, встать полукругом)
-Ребята! Мне очень приятно каждое утро встречать вас, моих друзей. Каждый из вас хороший, добрый человек. Давайте поприветствуем друг друга.
1. Приветствие
Мы с вами снова вместе
Я рада, рады вы!
Приветствуем друг друга:
Обьятьем дружбы мы!
И обнимаемся все вместе!
(Ребята, давайте улыбнемся друг другу! И пусть хорошее настроение не покидает вас целый день)
1 Вводная часть
Воспитатель: Ребята, мне передали письмо. Написал нам его Старичок-Лесовичок. Я читать его не стала, ждала, когда вы все придете.
Воспитатель открывает конверт, читает:
«Здравствуйте, мои друзья. На дворе весна, прилетели птицы, набухают и лопаются почки, распускаются листья, трава вырастает. Такая красота кругом! Мне очень хочется, чтобы вы это увидели. Я вас приглашаю к себе в гости. Только путь ко мне не близкий, чтобы пройти его, нужно много чего знать и уметь. Приезжайте скорее. С уважением Старичок-Лесовичок».
Воспитатель: Друзья, согласны вы отправиться в путешествие в гости к хозяину леса?
Дети: (ДА)
2 Основная часть
Воспитатель: — Вижу, что все готовы к путешествию.
— Добрый лес, весенний лес.
Полный сказок и чудес!
Вы, ребята, повернитесь
И в лесу все очутитесь!
Воспитатель: Вот мы с вами оказались в лесу. Посмотрите, какая кругом красота. (Картина на экране)
Воспитатель: Сядем на полянку, послушаем звуки леса.
(дети садятся на стульчики. Звучат звуки леса. На экране картинка апрельского леса)
Воспитатель: Ребята, рассмотрите картину, что на ней изображено? (Обратить внимание детей на картину)
Дети: (перечисляют, что они видят на картине)
Воспитатель: Как вы думаете, какое время года на этой картине?
Дети: (называют признаки весны)
Воспитатель: Ответьте на вопрос: увидели в лесу первые весенние цветы, можно их рвать?
Дети: нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Природу надо беречь!
Описание картины педагогом…4-5 предложений (Вы всё правильно сказали, природу надо беречь. ….)
Воспитатель: Ребята, а вы сможете назвать деревья, которые изображены на картине?
Ответы детей: (Береза, дуб, ель, сосна)
Воспитатель: Может быть кто-то сможет назвать хвойные деревья? Лиственные? Чем отличается лиственное дерево от хвойного?
Ответы детей:
Воспитатель: Предлагаю вам поиграть в игру: «Посади дерево»
Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы видите?
Ответы детей:
Воспитатель: Как можно назвать этот лес?
Дети: (Лиственный)
Воспитатель: Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, потому что здесь растут только лиственные деревья, такие как береза, рябина, клен….
(Обратить внимание на хвойный по аналогии)
Мы еще можем назвать этот лес…. Сосновый бор….
Воспитатель: Молодцы. Теперь предлагаю вам подойти к столу, взять одну карточку с деревом, подумать в какой лес его нужно посадить и прикрепить на доску.
(дети прикрепляют деревья на магнитную доску)
Воспитатель: Проверим себя, все ли деревья посажены правильно?
(Самопроверка)
Воспитатель: Ой, ребята, на пенечке нашла задание для нас. Приготовил нам его Лесовичок.
Загадки о весенних месяцах
1. Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
2. Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (Апрель)
3. Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Воспитатель: Молодцы! (Картинки вывешиваются на мольберт)
Воспитатель: Ребята, а кого можно встретить в лесу?
Ответы детей: (Диких животных)
Воспитатель: Ой! Посмотрите, Лесовичок указал нам путь - стрелочка.
Подходим к «Царству животных»
Воспитатель: Назовите, зверей, которые весной пробуждаются от зимней спячки.
Ответы детей: (Медведь, ёж, барсук)
Воспитатель: Ребята, посмотрите кто-то здесь наследил. Давайте попробуем узнать по следам кто же здесь ходил.
Ответы детей: ()
Воспитатель: Молодцы! Всех зверей узнали по их следам. А сейчас нужно выбрать модели, которые характерны для всех лесных зверей и вложить в волшебный поясок.
(Использование демонстрационного материала О. А. Воронкевич из парциальной программы «Добро пожаловать в экологию!»)
Воспитатель: Молодцы, все правильно составили. К медведю наша схема-модель походит? К зайцу, к лисице?
Ответы детей: (полные ответы с пояснением)
Воспитатель: Что обозначает эта модель? (Показываю модель (размножение) и говорю, что весной у зверей появляется потомство)
Ответы детей: ()
Воспитатель: (Обращаю внимание на шишку и предлагаю поиграть)
Игра с шишкой «Животные и их детеныши» (Я называю животного, вы возвращаете шишку, называя его детеныша).
Воспитатель: Дети! Чтобы не спугнуть зверей, мы с вами потихонечку пройдем вон на ту полянку.
Физкультминутка «Мы пришли в весенний лес»
Мы пришли в весенний лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
(шагают на месте)
Справа берёзка ветвями шумит.
(Вытягивают руку вправо)
Слева — ель на нас глядит!
(вытягивают руку влево)
На опушке зайчик скачет.
Словно белый мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок —
Вот и скрылся наш дружок!
(Прыжки на месте)
На поляне серый рыщет.
Он себе добычу ищет
(Бег на месте)
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас.
(Присели на корточки)
Мишка вылез из берлоги,
(Идут переваливаясь)
Огляделся на пороге.
(Смотрят по сторонам)
Потянулся он со сна:
К нам опять пришла весна.
(Потягиваются)
Наклонился он — вперёд.
(Наклоны вперед, и выпрямиться)
Вот он по лесу идёт.
Ищет мишка корешки
И трухлявые пеньки.
В них съедобные личинки —для медведя, витаминки.
(шагают на месте)
Наконец медведь наелся
(Поглаживают живот)
И на брёвнышко уселся.
(Присели и встали)
Воспитатель: Теперь путь наш лежит по узенькой тропинке. Дети выстраиваются друг за другом и идут дальше.
(На мольберте плакат «Перелётные и кочующие птицы», на полке (кровать) 2 дерева с зимующими (дятел, свиристель, снегирь и др.) и перелетными птицами (ласточка, грач, чиж, гусь, аист, кукушка и др.)
Воспитатель: Ребята, мы попали в «Царство птиц»
Воспитатель: А какие зимующие птицы живут в лесу?
Ответы детей: (дятел, сова, сорока, клест, снегирь….)
Воспитатель: Посмотрите, какие птицы прилетели к нам обратно из теплых стран. А прилетают они по своему «Птичьему календарю» (коллаж О. А. Воронкевич)
Ответы детей: Дети называют птиц. (Всеядные- март, зерноядные-апрель, водоплавающие-апрель, насекомоядные прилетают в мае)
Воспитатель: В народе говорят: «Грач на дворе – весна на горе»
Воспитатель:
(Рассказ по схеме о птицах, как они по прилету создают пары, вьют гнезда, откладывают яички и высиживают, вскармливают своих птенцов)
Воспитатель: Ребята, давайте поможем птицам построить гнезда, чтобы они могли вывести своих птенцов.
Игра «Гнездо»
(Игра с природным материалом)
Воспитатель: (Посадить птичек) Ой, какие молодцы! Хорошо постарались!
Воспитатель: Давайте сядем на пенечки и отдохнем.
(переходим к экрану)
Ой, кто это звонит?
Это же Кикимора! (видео звонок от Кикиморы)
Кикимора: И зачем сюда явились?
Дети: Мы пришли в весенний лес на прогулку.
Кикимора: Какие хорошие детки! Для таких хороших деток, мне не жалко ничего! (из мешка Кикимора достает свои подарки и показывает детям)
Подготовила для вас подарки - нет таких ни у кого:
Вот рогатка, вам ребятки, чтобы в птичек пострелять.
Вот вам шумный пистолетик, чтоб зверюшек попугать.
Этим камнем тяжеленым можно гнезда разорять,
Этой палкой - выручалкой, все цветочки посшибать.
Вот так! Хороши мои подарки?
Ответы детей: ()
Воспитатель: Хорошие ли подарки подготовила нам Кикимора? Давайте, объясним ей, почему нам не понравились ее подарки. Посмотрите внимательно, вот на эту картинку (на экране, здесь есть обозначения, как правильно вести себя в лесу. Лес - это дом, жилище животных, насекомых и растений. Мы в этом жилище - гости. А как следует вести себя гостям? Аккуратно! Ничего не ломая, не нарушая покоя лесных зверей.
Правила поведения в лесу
1 Нельзя разводить огонь в лесу. Почему? Что может случиться с лесом?
2 Нельзя разорять гнезда птиц. Почему? Много ли времени уходит у птиц на строительство гнезда и уход за яйцами? Расстроится ли птица, если вернется домой, а там нет ее птенцов?
3 Нельзя разорять муравейник. Посмотрите, какие муравьи маленькие. Представьте себе, как они видят вас. Вы для них - великаны! И несмотря на то, что муравьи такие крохотные, они постоянно работают. Вот такой величины может достигать их дом - муравейник. Муравьев считают санитарами леса. Почему?
4 Нельзя обижать насекомых и животных. Почему нельзя обижать насекомых и муравьев? Почему их нельзя брать с собой? Можно ли забирать даже очень симпатичных жителей из их дома?
5 Нельзя шуметь в лесу. Почему? Как воспринимают музыку животные?
6 Не оставляй мусор в лесу. Почему его нельзя оставлять? Что случится, если все будут мусорить в лесу? Как отнесутся к этому звери?
7 Нельзя ломать деревья, кусты, рвать траву и ягодные кусты с корнем. Почему? Вырастут ли они заново?
8 Нельзя трогать ядовитые грибы и ягоды.
Отправим письмо Кикиморе о правилах поведения в лесу.
Воспитатель: Мы прекрасно провели время в весеннем лесу. Благодарны Лесовичку, за приглашение за то, что пригласил нас в лес.
Вместе: Милый лес, добрый лес!
Говорим тебе спасибо!
За прекрасный воздух твой,
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем взрослые и дети
Дружбой с лесом дорожить!
3 Заключительная часть
Воспитатель: Дети! Очень долго мы гуляли по лесу и нам пора возвращаться в детский сад.
Добрый лес, весенний лес.
Полный сказочных чудес!
Вы, ребята, повернитесь,
В детский сад все возвратитесь!
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше путешествие?
А где мы с вами побывали?
А что вам понравилось больше всего?
Хотели бы вы еще раз побывать в лесу?
Вы ребята, чудо право!
Постарались вы на славу!
Спасибо вам! (на память о нашем сказочном путешествии Лесовичок дарит вам эти книги)