Татьяна Алфёрова
Составление рассказов из личного опыта на тему «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: интеграция образовательных областей (речевое развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие)
Цель: Составлять рассказы с опорой на карточки - схемы
Задачи: Учить детей составлять рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (т. е. на материале образов памяти);
самостоятельно отбирать материал, излагать его в определенной последовательности с достаточной полнотой и последовательностью;
Публикация «Составление рассказов из личного опыта на тему „Осень“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь у детей;
Развивать навыки разговорной речи, познавательных интересов;
развивать умения отбирать для рассказа самое интересное и находить целесообразную форму передачи этого содержания, включая в повествование описание окружающей природы, окружающей действительности;
совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас.
Воспитывать навыки культурного общения, формировать навыки сотрудничества, воспитывать любовь к времени года- осени.
Оборудование: картинки на осеннюю тематику, мнемотаблица для составления рассказа, дидактическое пособие для дыхательной гимнастики.
Словарная работа: золотая осень, листопад, деревья в золотом уборе, защитники природы.
Педагогические технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, игровая деятельность, элементы личностно – ориентированной технологии, информационно – коммуникационные технологии.
Методы педагогической технологии: словесные, наглядные, игровые.
Оборудование: ИКТ, житоны, мнемотаблицы, телефон, голосовое письмо.
Ход ОД:
Организационный момент.
Обращаю внимание детей на картины на интерактивной доске
Начало осени, середина, конец. (Осень)
«Ребята, какое время изображено?» (Ответы детей).
-Воспитатель: вы сказали, что на экране «Осень» «Давайте подумаем, какая бывает осень?» Я буду произносить предложение, а вы одним словом должны сказать осеннее явление.
Итак, когда идет дождь - (о. д. дождливая,
когда дует сильный ветер - (о. д. ветреная).,
когда дует холодный ветер-холодная,
когда часто идут дожди -сырая,
когда тучи в небе хмурятся -хмурая,
когда ярко светит солнце –ясная, солнечная.
-Воспитатель: «Дети, что вы рассказали об осени? ( Ответы детей: о сезонных изменениях в природе, о дожде, который часто идет осенью, об облетевших листьях, которые разноцветным ковром укрывают землю). Воспитатель обобщает ответы детей : «Ребята вы совершенно верно назвали приметы осени, и по этим приметам мы можем отличить время года осень от других времен года».
-Воспитатель:
Но вот прошёл первый месяц осени – сентябрь, ему на смену приходит октябрь. Солнышко стало реже появляться на небе, становится пасмурно, дождливо.
Незаметно пролетает октябрь и наступает последний месяц осени ноябрь.
В ноябре до нас уже доносится дыхание зимы. Реки покрываются тоненькой корочкой льда
-Воспитатель: «Как жители леса готовятся к зиме?».
Жители леса активно готовятся к зиме. Белка и заяц готовятся поменять свой мех.
-Воспитатель: «Для кого наступает трудное время года в лесу» (трудное время наступает для птиц, потому что им нечего питаться)
Не слышно в лесу стало и птичьих голосов. Птицы в это время собираются в стаи и улетают в тёплые края.
Воспитатель: Ребята, мы вспомнили об осени.
Ребята, мне на телефон пришло голосовое сообщение от писателя. Он просит нас составить рассказы об осени. А писатель их напечатает в детской книге.
И сегодня будем составлять рассказ об осени. Я запишу ваши рассказы и отправлю их писателю.
А потом мы вместе выберем самый интересный и содержательный рассказ об осени.
Я приготовила несколько сколько схем для составления рассказов. Вы уже утром выбрали, кто о чём будет рассказывать.
«О характерных особенностях каждого месяца» осенью.
«О деревьях и кустарниках».
«Как звери и птицы готовятся осенью к зиме».
«Как мы помогаем птицам осенью».
Воспитатель: «А как можно закончить рассказ? (Мне очень нравится осень, потому что это самое красивое время года.).
-Вот мы с вами и вспомнили, что у рассказа должно быть начало, середина и конец рассказа.
Послушайте, какой я составила рассказ. Образец составления рассказа.
«Был солнечный осенний день. Деревья поменяли свои зеленые платьица в жёлтые, багровые, красные. Летят листья по ветру, покрывают землю и образуют на земле разноцветный ковёр. Начинается настоящий листопад. Идешь по листочкам и слышишь, как они шуршат, слышешь их шелест. Такая красота, что просто глаз не оторвать. Вот так деревья собираются отдыхать, чтобы весной нас порадовать новым красивым платьицем. Но мне очень нравится осень, потому что это самое красивое время года».
Установка на составление рассказов.
Воспитатель: «Дети в рассказе обязательно должно быть начало, середина и конец рассказа»
Рассказы детей. 4-5 детей.
Физминутка: «П/И Перелёт птиц»
Продолжение составления рассказов.
Воспитатель: дети, я записала все рассказы и обязательно отправлю писателю.
Подведение итогов составления рассказов
Воспитатель: «Дети, вы составили хорошие рассказы об осени, много интересного рассказали об этом времени года».
Рефлексия: Дети выберите самый интересный рассказ. И скажите, что интересного было в нём.
Воспитатель: А я ребята опока отправлю ваши рассказы писателю.
Показываю, что отправляю
Воспитатель: Ребята, если деятельность была интересной вы подойдёте к весёлому смайлику, а если деятельность была скучной и не интересной, то подойдёте к грустному смайлику.
Деятельность окончена.
Раздаю детям жетоны, в благодарность от писателю на тему осени.