Ольга Белакова
Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами». Конспект занятия по развитию речи в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Составление рассказа по сюжетной картине «Кошка с котятами»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
Автор:
Белакова Ольга Сергеевна,
воспитатель МБДОУ №36 “Рыбка”
ст. Старочеркасская
Цель:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Кот, кошка, котята. Конспекты занятий
- Кошка с котятами. Составление рассказа по картине
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Создать условия для успешного составления рассказа по картине «Кошка с котятами».
Задачи:
Образовательные: развивать связную речь, учить подбирать признаки и действия к слову «кот», «котёнок», закрепить употребление предлогов в речи, формировать умение рассматривать картину и рассуждать над её содержанием, учить составлять рассказ по ней.
Воспитательные: активизировать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение к природе, прививать любовь к животным.
Расширять знания детей о внешнем виде, жизни кошки и котят, чем питаются, каков их образ жизни.
Оборудование:
Демонстрационный материал:
картина «Кошка с котятами», модели имен признаков – форма, размер, цвет, структура поверхности, действие. Бумажные солнышко и тучки. Предварительная работа: чтение стихотворений о котах А. Барто, Б. Заходер; рассматривание фотографий представителей семейства кошачьих; просмотр мультфильма”Кошкин дом”.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию. На доске висит картина завешанная тканью. Дети не видят, что художник изобразил на картине.
- Ребята, перед вами картина. Кого или что изобразил художник на картине мы не видим.
Давайте с помощью игры «Угадай-ка» это попробуем узнать. Вы мне задавайте вопросы. Я вам отвечу «Да» или «Нет». Правило: не повторять вопросы.
- Это живое? Да.
- Это растение? Нет.
- Это люди? Нет.
- Это животное. Да.
- Оно дикое? Нет.
- Может там собака? Нет.
- Кошка? Да. Ура.
Воспитатель открывает картину.
Рассматривание картины «Кошка с котятами».
Вопросы:
Как можно назвать эту картину?
Расскажите о кошке. Какая она? (используем модели имен признаков)
Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они? (используем модели имен признаков)
Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?
(Они отличаются цветом, разной окраской шерсти). А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?
Чем похожи все котята?
- Давайте дадим им клички: кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Котенок (называет кличку) играет. Котенок (называет кличку) спит. А этот котенок (называет кличку) лакает молоко. А как вы думаете, кто оставил нитки? Что же здесь случилось? Рассматривают картину, отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.
Умеют отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий; самостоятельно образовывают клички животных.
Физ. Минутка
Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка».
- Дети, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, даёт ответ, например:
«Царапаться». Так будем играть до тех пор, пока не вспомним всё то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей. Хорошо.
- Царапаться.
- Смотреть.
- Мяукать.
- Играть с котятами.
- Любить своих котят.
- Ходить.
Составление загадки о кошке.
-Сейчас будем составлять загадку о кошке. В загадке скажем о внешнем виде кошки, что умеет делать кошка? Давайте вспомним, какая по внешнему виду бывает кошка? Пушистая
-Кто еще бывает пушистым Собака, мышка, овечка.
-Выбираем: овечка.
-Кошка умеет : выбираем – царапаться.
-Кто или что царапается? Хомячок, тигр, лев, иголка.
-Выбираем: иголка. А теперь составляем загадку.
Пушистая, но не овечка.
Царапается, но не иголка.
Кто это?
-Загадаем эту загадку своим близким.
Составление рассказа по картине.
-Сначала расскажите, кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.
Вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать, кто закончит. В случае затруднения сам начинает рассказывать три первых предложения или рассказывает полностью.
После того как пары детей расскажут, спрашивает, понравились ли им рассказы. Побуждает аргументировать оценки.
Примерный вариант рассказа.
«Однажды бабушка поставила на лавке корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал молоко, а самый озорной — прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала». Делятся на пары, составляют рассказ. Умеют составлять небольшой сюжетный рассказ по картине : рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.
Рефлексия
Ребята, вам понравилось наше занятие? Если вам было интересно, и вы узнали что-то новое, тогда вы выбирайте солнышко, если вам было скучно, возьмите тучку. Почему ты выбрал тучку, солнышко? Я дарю тебе солнышко, чтобы в следующий раз у тебя всё получилось. Я выбираю солнышко, потому что мне было приятно с вами общаться, вы молодцы! Наше занятие закончено, всем спасибо!