Надежда Бойцова
Сохранение эмоционального благополучия детей через игры с песком, водой и другими сыпучими материалами.
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет направление психологической работы с малышами – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в регуляции поведения. Для этого необходимо создать эмоционально благоприятную атмосферу в группе, в которой бы ребёнок чувствовал себя комфортно и защищено, где мог бы проявлять творческую активность.
Темочки:
- Игры с песком
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Задачу обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций у детей в своей группе я решаю в центре “Песок-вода” при помощи различных игр и манипуляций с песком, водой и крупой.
Особое значение я придаю использованию воды, песка и сыпучих материалов в качестве психо-профилактического средства в период адаптации малышей к детскому саду, с целью создания наиболее благоприятных условий (для адаптации малышей к детскому саду). Исходя из потребностей детей, посещающих мою группу, я поставила перед собой следующие задачи в работе с центром “Песок-вода” :
• снизить высокий уровень психофизического напряжения малышей в период адаптации, помочь ребенку проиграть психотравмирующую ситуацию расставания с родителями;
• установить доверительные отношения между педагогом и малышами, сделать роль воспитателя понятной, предсказуемой и значимой для ребенка.
• помочь ребенку более осмысленно и быстро освоить нормы и правила.
• способствовать возникновению и поддержанию положительных эмоций у малышей, повышению эмоционального тонуса.
• общего фона настроения;
Благодаря использованию игр с песком и водой у малышей рождается и усиливается чувство доверия, происходит спонтанное снижение психического напряжения. Игры с водой, песком и другими сыпучими материалами могут быть мощным ресурсом предметно-развивающей среды и «аурой радости» в группах раннего возраста. Это ведет к сокращению сроков психологической адаптации.
Вода обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны она может просто развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей. Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью.
Игры с песком имеют мощный ресурс. Внешне простые действия — выливание в песочницу воды, перемешивание, вымешивание песочной субстанции, отделение воды от песка, пересыпание и перебирание сухого песка, закапывание мелких игрушек – позволяют стремительно уменьшить внутреннюю тревогу, преодолеть негативизм, снять напряжение, тем самым подготовить почву для конструктивного взаимодействия.
Игровые занятия с сыпучими материалами также имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта: при взаимодействии с крупой, стабилизируется эмоциональное состояние; развивается мелкая моторика и тактильная чувствительность, формируется произвольное внимание и память. Игры с крупой — отличный способ помассировать пальцы и улучшить глазомер.
Я работаю в группе с детьми младшего возраста, где игры с водой и песком стараюсь проводить систематически:
• в период адаптации детей к условиям детского сада;
• в непосредственно образовательной деятельности;
• во время утреннего приема;
• вечером после ужина;
• на прогулке в теплый период года;
В играх с песком в начале я использую различные дидактические материалы : ведерки, лейки, формочки, ситечки, предметы из различных материалов, игрушки животных. В играх с водой – емкости для воды : стаканчики, бутылочки с крышками, баночки, мерные стаканчики, формочки разных размеров, пластмассовые и резиновые игрушки и многое другое. Использование дидактического материала позволяет мне внести разнообразие в игры с водой и песком.
Организация и проведение игр с песком и водой.
Все работу с детьми я провожу в виде игры. Неоценимую помощь в работе мне оказывают народные потешки, стихи, считалочки, которые настраивают детей на эмоционально-позитивную атмосферу.
В работе с детьми младшего возраста очень важно использовать прием новизны, элементы неожиданности, поощрения.
В процессе подготовки к игре даю возможность детям многократно самостоятельно обследовать используемый материал.
Очень важно, перед игрой проговаривать правила поведения с водой и песком :
• нельзя намеренно выливать воду на пол; выкидывать песок или крупу;
• нельзя брызгать водой на других детей; бросать песок (крупу);
• после игры надо помочь убрать игрушки на свои места.
Игры с песком и водой предполагают выполнение различных игровых действий в соответствии с этапами развития ребенка. Поэтому игры я провожу вместе с детьми, показывая им способы действия с игровым материалом используя принцип «рука в руке».
Мною разработан перспективный план игровой деятельности с водой, песком и сыпучим материалом. Также была оформлена картотека игр.
Например
«Кидаем в воду все подряд»
В воду дети кидали игрушки и вылавливали те, которые плавали на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, сачком, половником. Можно было зачерпнуть стаканчиком и дети видели что мячик плавал в нем, а если ситом, то вода выливалась, а игрушка оставалась на дне. Не так-то просто было выловить игрушку ладошкой.
Цель этой игры - обучение детей установлению контакта друг с другом, сплочение группы; развитие общей и мелкой моторики; развитие внимания, речи и воображения.
Вот например игры с песком :
«Следы на песке» — ручку ребенка «впечатывали» в песок, а потом сравнивали с большим отпечатком взрослого, эта игра с песком развивает зрительную память и внимание маленьких «следопытов».
«Куличики для мамы» - мокрый песок накладывали в формочки и переворачивая их делали куличики, эта игра способствует развитию умения действовать по подражанию и образцу;
- пробуждает интерес к занятиям, стимулирует непроизвольное внимание;
- развивает мелкую и общую моторику;
Фасолевые ванны.
В миски я насыпала фасоль (горох, бросала туда мелкие игрушки и размешивала.
Задание для малышей — запустить руки в фасоль и искать игрушки.
Если ребенок уже говорит, можно попросить его на ощупь определить и назвать, что спряталось в фасоли.
То же самое мы делали, положив в емкость с манной крупой несколько фасолин. Малыши нащупывали их пальчиками и выкладывали в мисочку. Цели: - познакомить с различными сыпучими материалами;
- развивать мелкую моторику, тактильно-кинестетическую чувствительность;
Свою работу провожу совместно с родителями. Для них подготовила консультации и видеоматериалы тех игр, которые проводились в группе.
Исходя из выше сказанного, считаю, что игры с водой, песком и сыпучими материалами являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком в период адаптации, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка. Они создают хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а так же помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка.