Якшигулова
Опыт работы «Сохранение и развитие духовных ценностей башкирского народа в полиэтнической среде»
▼ Скачать + Заказать документы
Сохранение и развитие духовных ценностей
башкирского народа в полиэтнической среде города Нефтекамск
Национальная культура предлагает устойчивую систему духовных и нравственных ценностей, надежно проверенных временем и историческим отбором. Опыт взаимодействия национальных культур богат, складывался веками. А педагогика осваивает эти культурные пласты истории и современности родных народов.
Публикация «Опыт работы „Сохранение и развитие духовных ценностей башкирского народа в полиэтнической среде“» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Понимание необходимости возрождения и закрепления благородных традиций и воспитательной силы народных обычаев, восстановления духовной преемственности поколений лежит в основе учебно-воспитательной системы образовательных учреждений нашего города. Формирование национальной культуры проходит на здоровой основе: с одной стороны, развивая прогрессивные традиции, обычаи, нравственные ценности наций и народностей и, с другой –формируя интернационалистические и патриотические убеждения, толерантность, гармонизацию отношений детей и молодежи. Это два взаимосвязанных, взаимодополняющих процесса регламентируют деятельность не только учителей и воспитателей образовательных учреждений г. Нефтекамск, но и таких структур как Центр национальных культур при администрации городского округа, Историко-краеведческий музей, Библиотечный центр, картинная галерея «Мирас», Городской Центр культуры, Нефтекамская государственная филармония, правоохранительные органы, отдел госавтоинспекции, отдел военного комиссариата и др.
Учитывая то, что многие элементы национальных культур имеют общие черты, сходные признаки, единые нравственные ценности отделом родных языков ИМЦ МКУ ОО каждый год разрабатывается единый план мероприятий по развитию культур башкирского, татарского и марийского народов. План работы по формированию национальной культуры подразумевает наличие следующих структурных компонентов: 1. Познавательное (интеллектуальное). (Знание учащимися языка, культуры, традиций, обычаев как своего, так и других народов). 2. Эмоционально-ценностное (Уважительное отношение к родному народу и людям другой национальности. Где нет личностно-эмоционального постижения родного языка, культуры, нет и интернационального, патриотического воспитания). 3. Поведенческое (Участие школьников в различных видах деятельности в области национальной культуры (песни, танцы, театр, стихи). Стиль взаимоотношений между людьми).
Тесное, эффективное сотрудничество налажено с Центром национальных культур. Под руководством Я. М. К. члены Центра каждой национальной культуры оказывают большую помощь учителям и воспитателям образовательных учреждений. Установление взаимосвязи не исчерпывается показом связей элементов различных культур друг с другом, простым их соотнесением, а осуществляется главным образом их содержательным сравнением, сопоставлением, установлением их сходства и различия, общих истоков, корней, взаимодополнения, общности. Такая особенность национальной культуры находит реализацию в содержании и формах совместных мероприятий. Например, праздник родословной «Шэжэрэ байрамы» собирает каждый год представителей всех национальностей, которые проживают в городе. В стенах историко-краеведческого музея звучат песни на башкирском, русском, татарском, марийском, удмуртском, украинском и др. языках. При подготовке к празднику по архивным документам дети с родителями изучают свою родословную, одновременно идет сбор материала по истории сел и деревень Республики Башкортостан. На таких мероприятиях ребенок учится относиться с уважением к национальным традициям, языку другого народа. Отношение, которое базируется на чувстве уважения и сопричастности к другим национальностям, никогда не потеряет своей духовной ценности в сердцах школьников. Ребенок, научившийся защищать свой родной язык, свою родную культуру, будет ценить культуру, историю других как общее достояние всех народов и мировой цивилизации.
Личный пример взрослых воспитывает у школьников чувство уважения и к другим культурам. Например, учителя татарского языка в Центре национальных культур организовали праздник имянаречения, куда были приглашены представители городской мечети. Руководитель городского методического объединения учителей татарского языка Набиуллина Илиза Задаевна является инициатором многих внеклассных мероприятий школьников и воспитанников детских садов. Например, в ДОУ № 39 маленькие читали наизусть стихи известного татарского поэта Габдуллы Тукая, в СОШ № 4 учащиеся начальных классов рассказывали татарские народные сказки. Знаменательным событием в городе стал конкурс «Моя семья говорит на татарском языке», праздник татарской национальной одежды «Ак калфак». Участники и победители данных мероприятий с честью защитили нашу республику в Татарстане.
Подобные конкурсы с огромной радостью проводятся и учителями башкирского языка и литературы. Кроме проведения таких традиционных конкурсов как «Здравствуй, сказка!», «Жемчужины Башкортостана», «Урал батыр», «Пою мое Отечество», «Кама боркото» мы работаем и над новыми проектами. Совместно с историко-краеведческим музеем было организовано мероприятие «Юный экскурсовод» среди обучающихся 8-х классов. Ребятам было предоставлено самим выбрать тему экскурсий. Они на фоне музейных экспонатов перед зрителями выступали на родном башкирском языке. Слушатели- обучающиеся образовательных учреждений города узнали очень много нового о других городах и районах, о выдающихся личностях, о природных памятниках родной республики, а также об экономике Республики Башкортостан. Среди старшеклассников проводился круглый стол на тему «Кем я хочу стать?», где дети свободно общались на родном башкирском языке. На данное мероприятие были приглашены студенты и преподаватели Нефтекамского филиала БГУ.
В 2014-2015 учебном году в новом формате был проведен городской конкурс юных сказителей эпоса «Урал батыр». Башкирская гимназия собрала самых юных чтецов эпоса – воспитанников дошкольных образовательных учреждений. Дети с удовольствием выходили на большую сцену, демонстрировали свои рисунки по содержанию эпоса и рассказывали наизусть народный эпос. Победительницей была признана Н. К. из ДОУ № 42 (Давлетгараева Ф. Ф.).
Руководителем городского методического объединения учителей башкирского языка и литературы Н. Л. Р. были организованы читательские конференции, устные журналы. Эти мероприятия приурочены 95-летию со дня рождения народного поэта республики Мустая Карима. В октябре 2014 года в актовом зале башкирской гимназии обучающиеся 5-х классов образовательных учреждений города демонстрировали свои знания по произведению Мустая Карима «Циклы рассказов об Альфии». Цель мероприятия, которая заключалась и в развитии устной речи детей, была достигнута. Участники читательской конференции активно отвечали на каждый вопрос, спорили, доказывая свою точку зрения.
Году литературы был посвящен устный журнал, который был проведен учителем башкирского языка и литературы Г. Г. Р., при участии обучающихся шестого класса. Методическую помощь в проведении литературного праздника оказали библиографы Централизованной библиотечной сети города К. Т. З. и др.
Формированию национального самосознания, толерантности, особо деликатной области отношений, нуждающихся в чуткости, выдержанности, уважительном проникновении в образ жизни, верование другого народа служат мероприятия, проводимые Марийским национальным центром и учителями марийского языка. Усваиванию содержания и сущности таких критериев как национальное и интернациональное послужили: городской конкурс чтецов «Моя республика Башкортостан!», организация выставки рисунков по мотивам марийских народных сказок, городская литературно-музыкальная композиция «Марийские народные песни», городская литературно-музыкальная композиция «Поговорим сегодня о тебе, мама!».
Руководствуясь тем, что без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное патриотическое воспитание обучающихся, для решения этой общенациональной задачи образовательные учреждения города выстраивают педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации. С целью привития гражданской и патриотической позиции будущего поколения в городе ведется огромная работа. В первую очередь это проявляется в вовлечении учащихся и студенческой молодежи в активные формы деятельности. Сегодня вместо традиционных клубов интернациональной дружбы приходят новые объединения, которые через родную культуру формируют уважительное отношение к людям другой национальности, их культуре и образу жизни. Технология патриотического воспитания основана на живом общении с подростками. В школах города проходят встречи с представителями военных комиссариатов. Здесь речь идет не только об актуальности военной службы, но и в оказании помощи ветеранам, т. е акциях милосердия, свечки дружбы и т. д. Например, воспитанники спортивных клубов города, старшеклассники с Советом ветеранов города в парке города организовали посадку деревьев в честь 70 –летия Великой победы.
Таким образом, методологическим принципом работы образовательных учреждений города Нефтекамск является выражение «От культуры родного народа – к культуре соседнего, а затем к мировой». Нельзя познать культуру, язык чужого народа, не зная своего родного. Подлинный интернационализм, толерантность личности проявляется только тогда, когда человек знает, любит свой народ, его историю, культуру. Национальное и интернациональное не могут существовать отдельно, всякое интернациональное является национальным.