Елена Бабешкина
Психолого-педагогические особенности сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС в ДО
▼ Скачать + Заказать документы
Современная система дошкольного образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватного психолого - педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Понятие качество образования связывается с понятием социальное благополучие, защищённость. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОВЗ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранения здоровья, коррекцию нарушений. Каждый ребёнок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям. Организация взаимодействия различных специалистов в условиях дошкольного образовательного учреждения преследует цели всестороннего развития и коррекции воспитанника с ОВЗ с учётом индивидуальных и потенциальных возможностей. Что обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства, независимо от места жительства, пола, национальности, языка, в том числе ограниченных возможностей здоровья.
Дети - это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Группы дошкольников не однородны, в неё входят дети с разными нарушениями развития: опорно - двигательного аппарата, слуха; зрения; с тяжёлыми нарушениями речи; с задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами аутистического спектра.
Основной целью сопровождения детей с ОВЗ является определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно – педагогической работы с ними. Определение и реализация индивидуальных образовательных маршрутов коррекционно - педагогической работы происходит поэтапно, по определённому алгоритму и осуществляется психологом, логопедом, педагогами и медицинским работником ДОУ. Основными направлениями коррекционно - педагогической работы являются:
-Диагностическое.
Для успешности воспитания и обучения детей необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Целью проведения данного этапа является сбор необходимой информации об особенностях психофизического развития, выявление структуры речевого нарушения и потенциальных возможностей ребёнка. Результаты диагностического обследования доводятся до сведения всех участников коррекционно - педагогического процесса.
-Консультативно - проективное.
На этом этапе специалисты обсуждают возможные варианты решения проблемы, определяют наиболее эффективные методы и приёмы коррекционной работы, составляют индивидуальные программы, распределяют обязанности по их реализации, уточняют сроки. Каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей предметной деятельности. Составление индивидуального образовательного маршрута способствует реализации образовательных потребностей детей с ОВЗ. Важными принципами для определения и реализации индивидуального маршрута являются: доступность и системность предлагаемого материала; непрерывность; вариативность; соблюдение интересов воспитанника; создания ситуации успеха; гуманность и реалистичность; содействие и сотрудничество детей и взрослых.
Таким образом, с учетом всех принципов создаётся интегрированная модель психолого - медико-педагогического пространства, с целью реализации индивидуальных особенностей ребёнка с ОВЗ на протяжении определённого времени.
- Деятельностное.
В ходе этого направления реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ. Основными направлениями являются: формирование познавательных процессов с использованием различных игр и упражнений, навыков самообслуживания детей в процессе выполнения режимных моментов, адаптация воспитанника в детском коллективе, организация игровой деятельности вне занятий.
- Консультативно - просветительское сопровождение семьи. Вовлечение родителей в коррекционно - педагогическое воздействие влечёт за собой рост их активности, повышение педагогической компетентности, а также меняет характер отношений родителей к ребёнку и его особенностям. Коррекционный процесс позволяет значительно повысить его эффективность, если предполагает:
1. Разработку рекомендаций для родителей в соответствии с индивидуальными особенностями их ребёнка;
2. Проведение открытых занятий, консультаций, тренингов, практикумов по реализации коррекционно - развивающих задач;
3. Работа с детско – родительской парой.
Вышеизложенная система психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ для обеспечения их развития в условиях дошкольного учреждения обеспечивает:
- индивидуальный маршрут развития каждого ребёнка с ОВЗ на основе совместной деятельности всех специалистов ДОУ;
- единство диагностики и коррекции развивающей деятельности детей с ОВЗ;
- возможность наглядно продемонстрировать родителям результаты успешного развития ребёнка.