Екатерина Осипова
Содержание тем по кварталам хореографического кружка в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание тем первого квартала обучения :
Вводное занятие: знакомство с планом работы на квартал; гигиенические требования к обуви, одежде; техника безопасности на занятиях хореографии - не жевать жвачки во время занятий, не пить воду, втягивать колени, чтобы не было срыва…
Ритмика, музыкальное движение и развитие эмоциональной выразительности:
Публикация «Содержание тем по кварталам хореографического кружка в ДОУ» размещена в разделах
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий: правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением; художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания. Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений; развитие умений координировать движений с музыкой.
Хореографическая азбука : постановка корпуса; позиции ног; позиции рук; поклон; разновидность танцевального шага; положение в паре. Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т. к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся. Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности ребёнка.
Содержание тем второго квартала обучения :
Вводное занятие: знакомство с планом занятий на квартал; гиена занятий, одежда и обувь; влияние занятий хореографии на рост и физическое развитие.
Элементы классического экзерсиса: значение постановки корпуса в хореографии – обеспечивает устойчивое равновесие тела; разучивание и выполнение элементов с постановкой корпуса – полуприседание и глубокое приседание, работа стопы отведение и приведение, галопы, подскоки, шаги; методика исполнения, разучивание позиций рук и ног; Контроль за правильным исполнением позиций рук и ног - следить, чтобы не провисали локти, опущены плечи, втянуты колени.
Партерный экзерсис: упражнения для улучшения гибкости шеи; упражнения на напряжения и расслабления мышц тела; упражнения для улучшения эластичности мышц плеча и предплечья; развитие подвижности локтевого сустава и плечевого; упражнения для развития гибкости поясного сустава; упражнения для укрепления мышц брюшного пресса; упражнения для развития гибкости позвоночника; упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и мышц бедра; упражнения для улучшения гибкости коленных суставов; упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, голени и стопы; растяжка; повороты и вращения; прыжки; прыжки со скакалкой значение «экзерсиса» для физического развития человека; равновесие; упражнение на пружинность; разновидности прыжков.
Пластика тела: гибкость тела; волна рук. волна корпуса; работа на координацию движений головы, рук и ног; музыкально-ритмическая координация; перегибы корпуса; растяжка; прыжок; балетный шаг.
В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы дети исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца. Вначале дети знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения.
Творческая деятельность: входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, этюды для развития выразительности движений. Танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений. В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Элементы современного танца: изолированные движения: движение головы; движение плеч; движение бедрами; движение корпуса. Координация движения: наклоны головы вправо-влево с покачиванием бедер вправо-влево, полукруг головы и бедер справа на лево и обратно; квадрат головой и бедрами в одном направлении; танцевальные комбинации: разминка; танцевальные движения – икс, повороты, пружина, скольжение.
Содержание тем третьего квартала года обучения :
Вводное занятие:
знакомство с планом занятий на квартал; гиена занятий, одежда и обувь; влияние занятий хореографии на рост и физическое развитие.
Элементы классического танца: позы; прыжки; значение постановки корпуса в хореографии – обеспечивает устойчивое равновесие тела;
разучивание и выполнение элементов с постановкой корпуса- полуприседание и глубокое приседание, работа стопы отведение и приведение, галопы, подскоки, шаги; методика исполнения, разучивание позиций рук и ног; контроль за правильным исполнением позиций рук и ног.
Основы обучения дыханию в хореографии :
краткое сведение об анатомии и физиологии органов дыхания; основы положения организации правильного дыхания; значения дыхания в хореографии; о носовом дыхании; механизмы дыхания; дыхание и хореографические упражнения; значения дыхания в хореографии - научить танцора управлять механизмами дыхания, предупреждать утомление, избегать явления так называемой мёртвой точки, то есть чувства стеснения в груди; координация с движением независима от ритма движений, так как движение в хореографии обусловливается временем, метро- ритмом, музыкой, в то время как дыхание зависит от потребности организма в кислороде.
Основы актё рского мастерства:
история развития актёрского мастерства; хореография как сценическое искусство; характер; манера; музыкальность; жесты; этюды. Историко-бытовые и бальные танцы: краткое содержание танцевальных упражнений; разучивание хореографических композиций; работа над техникой исполнения и стилем; танцевальные композиции «русский танец», «вальс».
Творческая деятельность: входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценировка стихотворений, песен, сказок и т. д. ; танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему; этюды для развития выразительности движений. При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я - художник по костюмам» и др.
Элементы современного танца: Изолированные движения: повторяются ранее изученные движения отдельными частями тела с целью совершенствования техники изоляции, расслабление и напряжение мышц тела. Координация движения: движение головой вызывает движение плеч, затем рук. Корпуса; сочетание движений – спираль, волна, ступенчатое расслабление. Танцевальные комбинации, изученные движения собираются в различные комбинации.
При наблюдении за детьми в период реализации программы выявили, что:
Занятия хореографией способствуют укреплению здоровья, снижению гиподинамии, снятию перегрузок, развитию креативности, координации, произвольности эмоциональности, воспитывают настойчивость, силу воли, коллективизм и художественный вкус; особое место в физическом развитии ребенка, коррекции и формировании правильной осанки отводится упражнениям классического танца. Таковы особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии.
Таким образом, проведенные в целом исследования в период реализации программы, в период написания данной работы позволяют сделать следующие выводы: Использование хореографии как предмета образовательной области «Искусство» в учебном плане общеобразовательного дошкольного учреждения и разработка программы по этому предмету, включающей минимальный и оптимальный объем изучаемого материала для каждой ступени обучения, диктуется острой необходимостью, обусловленной существующем положении со здоровьем подрастающего поколения и стоящими перед детским садом задачами нравственного, физического, художественно-эстетического и эмоционального развития личности. Эффективность влияния занятий хореографией на разностороннее развитие ребенка может быть определена на основе комплекса критериев и показателей, подобранных и разработанных в процессе исследования. Занятия хореографией оказывают положительное влияние на формирование таких качеств личности ребенка, которые недостаточно развиваются на других занятиях: воображение, активное творческое мышление, эстетический вкус, физическое и нравственное развитие. Танец гармонизирует развитие ребенка, предоставляя возможность для взаимовлияния и взаимообогащения различных качеств личности подрастающего человека.
Занятия хореографией будут вызывать интерес и эмоциональный подъем, если предлагаемый в программе материал не потребует наличия у детей специальных хореографических способностей. Систематические занятия хореографией оказывают положительное влияние на состояние соматического здоровья детей, их эстетическое, общефизическое, музыкально-ритмическое, эмоциональное развитие, оказывает влияние на духовное и нравственное воспитание. Предложенные пути и способы интеграции учебного материала предмета «Хореография» с предметами гуманитарного цикла, позволяют гармонично включить этот предмет в образовательное пространство детского сада.
Конечно, хореография не может стать панацеей от всех бед, но все же хорошо прослеживается явный положительный эффект влияния занятий танцем на эмоциональное, художественно - эстетическое, физическое развитие детей, их оздоравливающее воздействие. Развитие всех этих качеств личности в единстве создает почву для их взаимодействия, взаимообогащения, в результате чего каждое из этих качеств, способствует эффективности развития другого, что и составляет основное содержание гармонизации развития личности в целом. Таким образом, результаты теоретического анализа проблемы и эмпирического исследования подтвердили правомерность выдвинутой нами гипотезы. Мы постарались раскрыть особенности обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии, дать комплекс рекомендаций по внедрению этой программы для педагогов дополнительного образования, хореографов, музыкальных руководителей; родителей детей, посещающих хореографические студии дошкольных образовательных учреждений с целью обучения детей дошкольного возраста искусству хореографии