Оксана Богомолова
Консультация для воспитателей на тему: «Содержание и виды дидактических игр».
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей на тему : «Содержание и виды дидактических игр».
Дидактическая игра опирается на знания, уже имеющихся у детей, причём часто в одной игре они могут использовать знания и представления, полученные на занятиях по разным «предметам».
Например, в игре «Назови три предмета» приходится вспоминать животных, средства передвижения, овощи фрукты, мебель, посуду.
Публикация «Консультация для воспитателей на тему: „Содержание и виды дидактических игр“,» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывание ролей. Так, в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатели. В игре «Узнай по голосу» ребёнок изображает какое-нибудь животное.
Дидактические игры, как и творческие, должны помогать воспитанию и развитию у детей правильных представлений о предметах и явлениях, гуманных чувствах, уважения к труду и т. д.
Многие дидактические игры не имеют сюжета и заключаются только в решении определённой задачи. Но и в этих играх содержание черпается из представлений детей об окружающем и связано с задачами воспитания. Иногда и в бессюжетные дидактические игры вводится образ,например, загадки загадывает Матрёшка.
В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида:
1. Игры с предметами.
2. Настольно-печатные игры.
3. Словесные игры.
Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем детстве и не утрачивает своего интереса на протяжении всего дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте многие игры с игрушками сопровождаются движениями, что способствует особенностям восприятия и мышления.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание печатных игр разнообразно. «Лото» и «Парные картинки» знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами и т. д. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (игра «Времена года», о различных профессиях («Что кому нужно для работы»).
Наиболее сложны словесные дидактические игры : они не связаны с непосредственным восприятием предметов, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребёнка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения.
Дидактическая игра, как игровая форма обучения – явление очень сложное. В отличие от учебных занятий в дидактической игре действуют такие цели: как учебная, познавательная, игровая, занимательная. В соответствии с этим воспитатель одновременно педагог и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя.
Учебное, познавательное начало в каждой игре выражается в определённых дидактических задачах, преследующих цели сенсорного и умственного воспитания детей. Наличие дидактических задач, ради которых создаются обучающие игры, придаёт игре целенаправленный, дидактический характер. Успешное использование дидактических игр в качестве игровой формы обучения требует большего внимания к анализу игр по характеру игрового действия.
Так, в воспитании и обучении детей использовались следующие виды дидактических игр :
1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками: подбирать, складывать, вставлять и т. д.
2. Игры с прятанием и поиском, основанные на интересе к неожиданному появлению и исчезновению предметов.
3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие неизвестностью: «Узнай по…», «Что здесь?», «Что изменилось?».
4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя….
5. Игры- соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь результата, выиграть: «Кто первый…», «Кто быстрее?», «Кто больше…».
Основным стимулом познавательной деятельности, мотивом выполнения дидактической задачи становится не прямое указание воспитателя и желание детей научиться у него, а естественное стремление играть, желание достигнуть игровой цели, выиграть. Именно это заставляет детей внимательнее всматриваться, вслушиваться, быстрее ориентироваться на нужное средство, подбирать и группировать предметы, как это требуется по условиям игры.
Дидактические игры решают учебные задачи, кроме того они помогают получить и закрепить полученный опыт, знания и умения детей в процессе воспитания и обучения.