Светлана Гарбузова
Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми
▼ Скачать
+ Заказать документы
Статья «Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми»
Воспитатель высшей квалификационной категории
КГБУСО «Уссурийский СРЦН» С. П. Гарбузова
«В нашу жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность»
Р. Шнайдер (педагог и философ)
Каждому родителю приятно наблюдать за тем, как его ребёнок улыбается, смеётся, бормочет и реагирует на происходящее вокруг него. Дети тоже любят это внимание, постоянно окружающее их. На самом деле такое поведение детей и родителей – не только проявление любви, но и необходимое условие развития. Однако есть дети, которые не любят обращать внимание на окружающих и, словно живут в своём собственном мире. Они не стремятся познавать новое, знакомиться, делиться своими эмоциями. Часто у таких детей возникают проблемы в общении и социальной адаптации. Ребёнок, у которого проявляются симптомы, схожие с перечисленными, болен аутизмом. Дети – аутисты неохотно идут на контакт, речь у них либо отсутствует, либо монотонная и непродолжительная, движения тела «заученные», стереотипные. Не стоит воспринимать их как лучших или худших, в отличие от обычных детей, они другие. Детям – аутистам крайне сложно найти связь с окружающим миром, у них отсутствует желание зрительного контакта, любознательность и интерес ко всему вокруг. Активность у таких детей минимальная, в отличие от их сверстников.
Публикация «Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми» размещена в разделах
До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. По клиническим признакам аутизм относят к искажённому развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функций общения. Выделяют несколько причин возникновения и развития раннего детского аутизма : генетическая обусловленность; органическое поражение мозга; нарушение общения матери с ребёнком, её отчуждённость и эмоциональная холодность, недостаток материнской любви. По статистике, синдром раннего детского аутизма чаще встречается у мальчиков.
Можно выделить основные признаки, по которым легко распознать детей с симптомом «раннего детского аутизма» :
- избегают смотреть в глаза даже собственной маме;
- боятся незнакомых людей или не делают разницы между своими и чужими;
-не реагируют на простейшие просьбы;
- не любят, когда их ласкают;
- не показывают пальцем на то, что им нужно, а просто плачут;
- часто закрывают глаза и уши своими ладонями, словно отгораживаются от внешнего мира;
- не могут говорить или соотнести слово к объекту;
- играют в странные повторяющиеся игры;
- не подражают взрослым;
- кубики раскладывают в ряд, а не строят из них пирамиду;
- отличаются большой избирательностью в еде;
- болезненно реагируют на некоторые звуки;
- постоянно отводят глаза, если пристально на них смотреть.
Дети – аутисты стремятся оградить своё одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить своё пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная двигательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание этих детей может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами.
Реабилитация и абилитация детей, имеющих подобные расстройства очень сложная задача, тут нет готовых «шаблонов», мероприятия подбираются и осуществляются с учётом индивидуальных особенностей, поведенческих, речевых, функциональных расстройств и нарушений, сопровождающих синдром аутизма и выраженных в той или иной степени у каждого ребёнка – аутиста.
Вся коррекционно-развивающая работа начинается со встреч с родителями, с которыми мы остаёмся в контакте на протяжении всего периода сопровождения семьи. Для такой работы нет единого рецепта, общего лекарства, которое бы помогло всем одинаково в каждом конкретном случае, с каждым конкретно ребёнком. С каждой конкретной семьёй разрабатывается своя программа реабилитации, причём программа комплексная, в реализации которой задействованы несколько специалистов. Такое взаимодействие, несмотря на короткий курс реабилитации, позволяет достичь положительных результатов в работе. Зная закономерности развития детей – аутистов и имея определённый опыт работы, можно научить их многому.
Любое коррекционное занятие с аутичным ребенком должно ориентироваться на возможности его непроизвольного внимания. Если с самого начала настаивать на выполнении ребенком инструкций педагога, требующих произвольного сосредоточения, сформируется стойкий негативизм ребенка по отношению к занятиям и к самому педагогу.
Коррекционную работу с каждым аутичным ребёнком я провожу индивидуально и начинаю с установления контакта как тактильного, так и вербального. Для этого необходимо завоевать доверие ребёнка, восстановить и укрепить потребность эмоционального общения. Добиться положительных результатов на этом этапе работы с аутичными детьми мне помогают коммуникативные игры и игры на подражание, такие как «Твоя ладошка, моя ладошка», «Ладушки», «Покатаем мяч», «Покажи нос», «Наши ручки» и др.
Я заметила, что аутичные дети любят манипулировать предметами, при этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета, гладкая, лакированная поверхность, звук который издаёт игрушка. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты я могу объяснить активный интерес аутичных детей к предметам : им нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Поэтому для развития коммуникативных навыков у детей – аутистов особое внимание уделяю сенсорным играм цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительными, слуховыми, тактильными, двигательными, обонятельными, вкусовыми. Проведение специально организованных сенсорных игр с аутичным ребёнком даёт новые прекрасные возможности для установления контакта с ним. Я исхожу из положения, что мир предметов и их свойств значим для аутичного ребёнка, привлекает его внимание и интерес. В моменты получения сенсорных ощущений ребёнок испытывает удовольствие, которое проявляется во всём его облике, а также в степени целеустремлённости (если попытаться переключить его внимание на что-то другое, он будет настаивать на продолжении понравившегося занятия). Отсюда вытекает цель проведения с аутичным ребёнком специально организованных сенсорных игр – создание эмоционально положительного настроя. Она подразумевает обязательное участие педагога. Таким образом, во первых я предлагаю ребёнку пережить новое ощущение, во вторых проживаю это ощущение вместе с ребёнком. Механизм проведения игры следующий: привлечённый новым ощущением, ребёнок соглашается на участие в игре, а полученное удовольствие связывается у него с образом педагога. И если разделить с ребёнком положительные эмоции, разнообразить их и сделать переживание удовольствия более насыщенным, то со временем ребёнок станет доверять и с готовностью пойдёт на сотрудничество. Кроме того, заручившись доверием ребёнка, я получаю возможность посредством эмоционального комментария внести в происходящее новый социально значимый смысл. А это уже следующий важный шаг в развитии ребёнка.
В заключении хочется сделать акцент на качествах, которыми должен обладать специалист, работающий или желающий начать работу с аутичными детишками. Прежде всего, он должен быть предельно гуманным, принимающим, терпеливым, гибким, умеющим ставить себя на место другого, находить позитивное, умеющим верить в себя и в результаты предстоящей работы. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с аутичным ребёнком, надо суметь войти в его мир, понять чего он хочет, с уважением относясь к его желаниям. И – научиться смотреть на мир его глазами. Кроме того, специалист должен быть эмоционально устойчивым, ведь аутичные дети сверхсенситивны, интуитивны. Дети чувствуют, когда взрослый раздражён, возбуждён, взвинчен, недоброжелателен. И тем, кто хочет помочь этим детишкам, хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь эти дети приходят проверить нас на человечность.
Приложение к статье
«Особенности коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми».
Коммуникативные игры и игры подражания:
«Твоя ладошка, моя ладошка».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог берёт ребёнка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребёнка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»
«Ладушки».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог садится напротив ребёнка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки…»
Если ребёнок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
«Мы на лодочке плывём».
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Педагог берёт ребёнка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывём,
Тихо песенку поё м:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля»-
Покачнулись ты и я,
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля».
«Покатаем мячик».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.
«Передай мяч».
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом и другими детьми.
Игра проводится в подгруппе с детьми 3-й и 4-й групп дизонтогенеза.
Педагог передает мяч одному из детей и произносит его имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т. д.
Игры с воздушным шаром
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом, зрительного внимания, ручной координации.
Шарик летит и падает легко, не пугая и не возбуждая ребенка. К тому же шар отличается прозрачностью, напоминая огромный мыльный пузырь, что особенно привлекает аутичного ребенка
Игру можно сопровождать стихотворением:
Мы возьмем воздушный шарик
И подкинем высоко.
Мы за ниточку ухватим
И посмотрим на него:
Полюбуемся, как шарик
Опускается легко.
С. Ихсанова
«Бумажный листопад».
Цель: формирование контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
В этой игре вместе с ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем побрасывать их вверх со словами: Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно организовать «уборку листьев».
«Мой кубик, твой кубик…»
Цель: формирование эмоционального контакта с педагогом, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания.
Педагог первым ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т. д.
«На острове чаек».
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями, активизация дыхания, расслабление.
Педагог и ребенок слушают релаксирующую музыку со звуками природы («Остров чаек», «Шторм»). Во время прослушивания романтической музыки взрослый и ребенок спокойно сидят, иногда смотрят друг на друга, держатся за руки. Когда музыка сопровождается криками чаек, педагог предлагает имитировать полет птиц взмахами рук. Когда слышны звуки ветра, педагог побуждает ребенка дуть на тюлевую занавеску.
«Водим хоровод».
Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы.
Игра хорошо проводится в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми водят хоровод под веселую музыку.
«Пузырь».
Цель: формирование эмоционального контакта со всеми участниками группы, активизация речи и дыхания.
Педагог побуждает детей встать в круг, взявшись за руки, двигаться и расширять круг. Игра проводится после адаптации детей в группе.
Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся, пузырь,
Вот такой, вот такой!
И не лопайся!
Лопнул: «ш-ш-ш-ш»!
«Птички».
Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями.
Первый вариант. Педагог показывает ребенку, как летают птички, и предлагает ребенку «полетать» вместе с ним со словами «Полетели-полетели»
Второй вариант. Задание усложняется: педагог садится на корточки, стучит пальцами по полу, показывая, как птички клюют зернышки.
Дети повторяют за педагогом.
«Закружились, завертелись».
Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций.
Педагог берет ребенка за руки и кружится вместе с ним, заглядывая ему в глаза.
Игра «Покажи нос».
Цель: помочь ощутить и осознать свое тело.
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть.
Ты смотри, не зевай,
Что сейчас я скажу
И при этом покажу.
Педагог называет и показывает на себе части тела, затем на ребенке (по желанию).
Игра «Сделай, как я делаю».
Цели: развивать подражательные движения рук взрослого и кисти рук; обучать умению быстро переключаться с одного на другое; развивать понимание речи.
Ладошки вверх!
Дети кладут на стол кисти рук ладонями вверх.
Ладошки вниз!
Переворачивают ладони.
А теперь их на бочок!
Ставят ладонь на ребро.
И зажали в кулачок!
Зажимают ладони в кулачки.
Игра «Наши ручки».
Цель: развивать подражательные движениям взрослого, понимание речи.
Наши ручки хлопают:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Дети хлопают в ладоши.
Наши ножки топают:
Топ-топ-топ.
Топают ногами.
Голова качается:
Раз-два-три.
Качают головой.
Ротик улыбается – посмотри!
Растягивают уголки рта указательными пальцами.
Игра «Что мне нравится».
Цель: развивать подражание жестам и речи взрослого.
Мне нравится говорить
«Нет, нет».
Мне нравится говорить:
«Нет, нет, нет».
Мне нравится говорить:
«Нет, нет, нет».
Педагог показывает, как трясти пальчиком, одновременно произнося «нет». Затем, покачивая головой, повторяет стихотворение со словами «да».
«Кто я?»
Цель: развитие представлений и воображения ребенка Содержание: Взрослый поочередно надевает на себя атрибуты представителей различных профессий (врач, артист, дирижер, дрессировщик, милиционер и т. д.). Ребенок должен отгадать, кто это был.
«Покажи по-разному».
Цель: научить детей распознавать и показывать различные ощущения и действия, ознакомить их со словами-антонимами. 1 этап игры: Взрослый говорит:
— Вот я захожу в ворота высокие (и сопровождает свои слова показом, а вот я захожу в ворота. (взрослый пригибается) Какие? Ребенок должен назвать антоним к слову «высокие».
— Я несу легкий пакет (показывает, а теперь я несу (показывает). Какой пакет?
— Я перехожу широкую реку (показывает, а вот я перепрыгиваю через ручей (показывает). Какой?
- Я иду медленно, а вот я иду. Как?
— Я гуляю, мне жарко. Но вот подул ветер, и мне.
— Я смотрю грустный спектакль. А теперь смотрю. 2 этап игры: Все действия выполняет ребенок, а взрослый комментирует или устанавливает правила игры, например: «Если я скажу, что ворота высокие, то ты идешь, как обычно, а если я скажу, что ворота низкие, то ты пригибаешься» и т. д.
«Солнечный зайчик».
Цель: развитие внимания и умения ориентироваться в пространстве.
«К нам в гости пришел Солнечный зайчик. Найди, где он находится. Педагог включает фонарик и светит им на стенку). А теперь зайчик будет двигаться. Запомни, как он двигался, и нарисуй его путь». Ребенок следит взглядом за движением светового пятна, а затем зарисовывает траекторию пути зайчика на бумаге. Вместо фонарика можно использовать лазерную указку, а в солнечный день — зеркальце.
«Собираем головоломки».
Цель: Развитие коммуникативных склонностей ребенка. Собирать головоломки — один из любимых видов деятельности многих аутичных детей, поэтому данная игра доставляет им большое удовольствие.
Содержание: Сначала ребенку предлагают собрать одну или несколько головоломок («Танграм», «Квадрат Пифагора», «Сложи квадрат» и т. д.) Затем незаметно из коробки извлекают одну деталь. Ребенок складывает знакомую головоломку и вдруг обнаруживает, что не хватает детали. Тогда он обращается за помощью. Если ребенок еще не готов к такого рода общению, взрослый может помочь ему: «Эта деталь у меня. Если она тебе нужна, можешь попросить, и я отдам ее. На первых порах можно даже помочь ребенку сформулировать просьбу.
Полученный навык закрепляется постепенно, при каждом повторении данной игры, а затем переносится на другие виды деятельности.
Игры с чудесным мешочком.
Цель: Развитие кинестетических ощущений, восприятия цвета, формы, умения сотрудничать со взрослым.
Содержание: На левую руку ребенку надевают «волшебный мешочек», в котором находятся изготовленные из плотного цветного картона (из пластика, из дерева) геометрические фигурки. Мешочек должен быть чуть больше ладошки (по краю отверстия пришивается резинка, сам мешочек лучше сшить из ярких разноцветных лоскутков).
На ощупь ребенок левой рукой выбирает по заданию взрослого определенную геометрическую фигуру, а правой рисует на бумаге его контуры. Затем из мешочка вынимается выбранная фигурка, она сравнивается с нарисованной, раскрашивается тем же цветом, что и оригинал. Желательно, чтобы ребенок во время работы произносил вслух название фигуры, цвета и те действия, которые он производит.
Примечание Игру лучше проводить в такой последовательности: сначала в мешочке должны находиться предметы только одной формы (например, только треугольники, затем — двух форм, трех форм, четырех форм и т. д.
Всякий раз (кроме первого варианта) ребенку дается такая установка: «Выбери такой
предмет, как я тебе покажу. «Или более сложный вариант: «Нарисуй предмет, который ты держишь в левой руке в мешочке» — в этом случае образец отсутствует, ребенок действует только по словесной инструкции.
«Твоя ладошка, моя ладошка».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог берёт ребёнка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребёнка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…»
«Ладушки».
Цель: формирование эмоционального контакта.
Педагог садится напротив ребёнка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки…»
Если ребёнок активно сопротивляется, необходимо прекратить игру.
«Мы на лодочке плывём».
Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла.
Педагог берёт ребёнка за руки и, покачиваясь, напевает:
Мы на лодочке плывём,
Тихо песенку поё м:
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля»-
Покачнулись ты и я,
«Ля-ля-ля, ля-ля-ля».
Игры на развитие движений и тактильных ощущений.
Поскольку прикосновения могут оказаться для аутичного ребенка неприятными, поначалу старайтесь не дотрагиваться до него. Будьте терпеливы и тактичны и дождитесь момента, когда ребенок первый проявит инициативу. Это может произойти по-разному: вот ребенок впервые забрался к вам на колени или вдруг во время занятия в первый раз надолго остановил взгляд на вашем лице, а затем протянул руку и стал ощупывать ваши нос, щеки, лоб (надо обязательно предоставить ему эту возможность, или же снял кофточку и словами «Больно, болит!» выразил просьбу погладить ему спинку. Будьте внимательны и не пропустите этот важный шаг ребенка в вашу сторону.
Если это произошло, то в занятиях становится возможным проведение таких игр:
«Тормошение, возня».
Обычно происходит на полу или диване, и ребенок является инициатором этой игры. Во время подобных игр можно валяться, обниматься, толкаться, кататься, щекотаться и т. п.
«Догоню-догоню, поймаю-поймаю».
Делаете вид, что пытаетесь поймать ребенка, а он убегает. Предложите ему вариант игры наоборот – пускай он попробует догнать вас. Однако этот вариант очень сложен для аутичного ребенка, т. к. требует от него большей активности и произвольности действий.
«Змейка».
Возьмите ленточку (скакалку, веревку) и, делая колебательные движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте ребенку возможность победно наступить на змейку ногой.
«Самолетики».
Покружите ребенка в воздухе – «Полетели, полетели!», затем опустите на диван или на пол – «Приземлились.»
Такие и подобные игры полезны еще и тем, что ребенок сможет выплеснуть накопившиеся у него эмоции; это придает подобным играм терапевтический эффект. А от взрослого потребуется больше эмоциональности. Однако есть опасность, что взрослый превратится для ребенка лишь в средство достижения необходимого ему ощущения (например, когда ребенка кружат). Чтобы этого избежать, старайтесь не допускать стереотипности таких игр, разнообразить их. Например, перед тем, как покружить ребенка, предложите: «А сегодня возьмем с собой в полет мишку».
«Вырезание ножницами».
Цель: совершенствовать зрительно-двигательную функцию.
Задача: вырезать полоски бумаги по нарисованным линиям.
Материал: бумага, ножницы, маркер.
Процедура: вырезать несколько полосок бумаги. Используя маркер, нарисуйте линии через полоску (поперек). Дайте ребенку одну из полосок и помогите ему расположить руки правильно. Укажите на одну из линий на бумаге и скажите: «Режь».
Если у ребенка не получается, управляйте его руками. Повторяйте процедуру много раз, пока ребенок не научится резать по линии без вашей помощи.
Когда ребенок станет более опытным в вырезании по линии, которую вы показываете, попробуйте только дать инструкцию, без указания на определенную полосу. Посмотрите, найдет ли ребенок ее сам и вырежет ли по ней.
По аналогии с этим заданием можно предложить ребенку вырезать картинки.
«Сеть лабиринтов».
Цель: учить владеть карандашом, чтобы развивать навык рисования.
Задача: завершить простые лабиринты, рисуя соединительные линии между предложенными эталонными образцами.
Материал: бумага, цветной карандаш.
Процедура: подготовьте несколько простых лабиринтов, нарисовав две параллельные линии (по одному лабиринту на странице).
Начните с простых лабиринтов. Покажите ребенку, как начать прохождение лабиринта слева и провести линию по направлению вправо.
Дайте ребенку цветной карандаш и, руководя его рукой, проведите линию во втором лабиринте.
Уменьшайте ваше руководство, пока ребенок не сможет проводить линии в простых лабиринтах.
По мере развития навыка сделайте лабиринты более привлекательными, расположив по обеим сторонам картинки.